О колючей проволоке

Тема в разделе "Фортификация", создана пользователем Питер, 29 май 2018.

  1. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    941
    Спасибо SB:
    7.339
    Отзывы:
    380
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Не знаю, в какой раздел форума лучше поместить такую тему. Может быть, ее можно считать компонентом фортификации?
    Мне кажется, такая тема заслуживает внимания. Она даже входит в некоторые музейные композиции и, что совсем необычно, является изредка объектом коллекционирования.
    Какой поисковик не сталкивался с колючкой на земле, не рвал о нее сапоги и не прокалывал подошвы?
    У меня в фотопапках нашлись такие фотки , сделанные в разное время.
    На этой фотке фрагмент колючки из Музея первой мировой войны в Ратной палате города Пушкина (Царского села). Я еще тогда подумал, а действительно ли она относится именно к этой эпохе?

    колючка из музея.jpg

    Такую колючую проволоку я увидел на Линии Манергейма.

    колючка с Маннергейма.JPG
    Линия Маннергейма.JPG

    Эта колючка с немецких траншей в районе Апраксина под Ленинградом. До этого я думал, что немецкая проволока всегда двужильная (из двух перекрученных жил с частым расположением колючек), но вот эта была не такой.

    колючка моя Апраксин.jpg

    «Колючка» стала едва ли не самым наглядным символом войны. Особенно это касается первой мировой войны, наиболее позиционной, траншейного характера. А вторая мировая война превратила колючую проволоку из самого типичного военно-полевого ограждения еще и в общекультурный символ плена, концлагеря.

    «Вот там она, и там, и тут она
    Везде, везде, до самой кручи.
    Как паутиною опутана
    Вся проволокою колючей» (Смерть сапера).


    Что известно о колючке из сети?
    140 лет назад, 27 октября 1873 года, Джозеф Глидден, американский фермер из штата Иллинойс, подал заявку на патент на колючую проволоку, придав ей тот вид, в котором она используется и сегодня. Удачная конструкция колючей проволоки Глиддена была основана на более ранних разработках, в том числе предложенной французом Луи Джаннином. Первое же упоминание о колючей проволоке было зафиксировано во Франции в 1860 году, где было предложено ограждение, которое состояло из плоской и тонкой проволоки. Затем спустя пять лет в 1865 году французом Луи Джаннином была запатентована двойная проволока с ромбовидными металлическими зубцами.
    На войне проволочные укрепления стали настолько популярными, что в условиях нехватки колючей проволоки ее стали заменять колючей лентой – еще одним изобретением периода первой мировой войны. Колючая лента, родиной которой стала Германия, хоть и была первоначально менее прочной, чем проволока, наносила более опасные раны. Армейская колючая лента используется в нескольких модификациях и сегодня.
    Таким образом, именно первая мировая война стала временем создания всех наиболее эффективных конструкций проволочных заграждений, многие из которых применяются до сих пор. Кроме обычных царапин и испорченной одежды, данное заграждение способно даже убить человека в случае большой потери крови. Колючая лента изобретена в Германии во время первой мировой войны как крайняя мера в условиях нехватки проволоки. В этот же период француз Бруно предложил наматывать колючую проволоку на барабан и получившуюся колючую спираль быстро монтировать в поле с помощью длинных шестов. В дальнейшем спиральные заграждения из колючей проволоки получили название «Спираль Бруно». Спирали Бруно — противопехотные заграждения в виде цилиндрической спирали диаметром 70-130 см и длиной до 25 м, свитой из нескольких пересекающихся нитей колючей или обычной проволоки и растянутой на опорах - появились в ходе первой мировой войны, боевые действия которой отличались массовым применением проволочных заграждений.

    Если можно так выразиться, то именно "звездным часом" колючей проволоки явилась первая мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914 -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгая и изнурительная позиционная война.Десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в з аграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений.
    Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

    Первая мировая война значительно изменила конструкцию колючей проволоки: если сельскохозяйственная проволока имела обычно 7 пар шипов на метр, то проволока для военных нужд – 14 и более. Увеличилась и ее ширина. Так, к примеру, согласно французскому уставу 1915 года, минимально допустимым проволочным заграждением считалось заграждение из двух рядов столбов, расположенных на расстоянии 3 м друг от друга, а британский устав 1917 года определял наименьшую ширину проволочного укрепления в 9 м.

    ПМВ German_World_War_I.jpg
    ПМВ брит на проваолоке.jpg
    ПМВ британцы.jpg
    ПМВ бухты колючки.jpg
    ПМВ немцы режут колючку.jpg
    ПМВ после войны на пляже.jpg

    ПМВ очень густая колючка.JPG
    ПМВ танк рвет заграждения.jpg
    ПМВ через проволоку по доске.jpg

    Вторая мировая война

    ВОВ разведчики.jpg
    ВОВ режут колючку.jpg
    ВОВ саперы режут проволоку.jpg

    Эта незамысловатая вещь играла в траншейной войне колоссальную роль. В первую мировую войну немцы стали впервые без конца наматывать ее вдоль своего фронта. Противник боролся против немецкой проволоки при помощи ножниц и артиллерии. Целую нацию оцепили невысокой путаной изгородью из проволочных шипов, — и эта многомиллионная, стоящая на высоте технической культуры, нация не могла ничего выдвинуть против обычной проволоки, кроме простых ножниц, которые приходилось пускать в ход, ползая на животе. Не менее грубым, хотя и более действенным является способ разрушения металлических нитей при помощи артиллерии, которая градом снарядов взрывает всю почву, выворачивает деревянные столбики и тем уничтожает колючую изгородь, расходуя на это необъятное количество металла.
    Перед проволокой и ножницами, как важнейшими факторами нынешней войны, озадаченно останавливались огромные армии. Перед проволокой и ножницами, как важнейшими факторами нынешней войны, озадаченно останавливались огромные армии.
    Разрушать железную нить на деревянных столбиках при помощи чудовищного чугунного потока, где на метр проволоки приходится десятки и сотни пудов металла, этот способ особенно ярко обнаружил свою несостоятельность в грандиозных боях Шампани. Когда были разрушены и захвачены укрепления первой линии, и, для того чтобы прорвать немецкий фронт, нужно было только непрерывно продолжать наступление, французская артиллерия вдруг замолчала перед немецкими траншеями второй линии, очистить которые уже готовились немецкие войска. Оказывается, пушечные стволы до такой степени разогрелись от непрерывной стрельбы по колючей изгороди, что дальнейшее продолжение стрельбы — там, где прежде всего требовалась непрерывность атаки, — оказалось невозможным. Это и была одна из причин, которые свели победоносное наступление в Шампани на нет. В первую мировую применялись 20 и даже 30-рядные проволочные заграждения. При этом немецкие окопы на Восточном фронте были опутаны такой прочной проволокой, которую часто не брали ножницы.

    Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов доходил до 120–150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Пехота беспомощно топталась перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой мировой часто снабжались тремя-шестью специальными шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.
    И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволоку начать сдавать свои позиции. Его предшественник — бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Танк своим появлением на свет обязан в том числе и колючей проволоке. Его основное назначение видели в прокладывании коридора для пехоты в проволочных заборах. Компоновка (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко поднята вверх) первого в мире английского танка Мк-1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Пулеметы предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовались ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.

    Разновидности колючей проволоки в военном музее

    Виды колючей проводлоки в Melbourne_Museum.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За интересную тему, спасибо!) 29 май 2018
    Последнее редактирование модератором: 29 май 2018
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    zhulkov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 ноя 2012
    Сообщения:
    3.704
    Спасибо SB:
    14.015
    Отзывы:
    415
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Униформа
    Интересная тема.У меня на родине в Калужской области встречается немецкая проволока двух видов:колючки навиты на кручёный пруток квадратного сечения и просто проволоку.Считаю первый тип более ранний,тем более,что сам пруток ещё и обмеднён.
     
    Dietrich 08.., Панаев, Юниор и 2 другим нравится это.
  4. Offline

    2bellum Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 сен 2015
    Сообщения:
    3.665
    Спасибо SB:
    11.288
    Отзывы:
    384
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    коп
    P_20180501_193211.jpg
    Наиболее часто встречающаяся (в тех местах где бывал я) немецкая. В музее такой почему-то нет :)
     
    O.l.e.g, Кудасов, Dietrich 08.. и 10 другим нравится это.
  5. Offline

    Blue Fox Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 мар 2017
    Сообщения:
    313
    Спасибо SB:
    1.434
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Петрозаводск-Питер
    Интересы:
    исследователь
    11.JPG 12.JPG
    Свозил школьников на линию Маннергейма. Малость не доходя того, что осталось от ДОТов Lе-1 и Le-2
     
  6. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    941
    Спасибо SB:
    7.339
    Отзывы:
    380
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Колючая проволока с немецких позиций на Невском пятачке под Ленинградом.
    Две крепкие жилы квадратного сечения, перекрученные, с частым расположением колючек.
    колючка.jpg
     
  7. Offline

    Atos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 фев 2017
    Сообщения:
    1.047
    Спасибо SB:
    3.346
    Отзывы:
    190
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Донецк. Украина
    Имя:
    Василий
    Интересы:
    Военная история, поиск и находки
    Р 2.jpg 1.jpg 7.jpg 8.jpg .Разная бывает проволочка.
     
  8. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    23.033
    Спасибо SB:
    101.241
    Отзывы:
    1.529
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    vidy-pervoj-koluchej-provoloki.jpg

    Советский военнопленный, привязанный в качестве наказания к колючей проволоке в лагере «Шталаг 319» в Хелме (Chełm).

    1.jpeg

    2.jpeg

    Советский военнопленный, привязанный к колючей проволоке концлагеря Майданек.

    3.jpeg

    Труп узника концлагеря Лейпциг-Текла на колючей проволоке.
    Лейпциг-Текла (Leipzig-Thekla) был отделением, или «сублагерем» Бухенвальда.

    4.jpeg

    Спотыкач

    1382728102_spotikach.jpg

    Один из видов колючей проволоки на армейском жаргоне звучит как "спотыкач", он представляет собой много рядов (обычно, 5-7) вбитых в землю колышек на высоте 25-50 сантиметров, между которыми проходит 2-4 нити колючей проволоки. Ряды уходят в глубь на 5 и более метров.
    Спотыкач используется для замедления прохода пехоты, а также снижает наступательную способность атакующей стороны. Согласитесь, вести прицельный огонь и наблюдать за полем боя, проползая под дерущей кожу и цепляющейся за разгрузку колючей проволокой почти невозможно.
    А колья высотой 25 см и вовсе делают невозможным проникновение под проволокой.

    Германцы натягивают колючую проволоку.

    1520084037_0.jpg
     
  9. Offline

    Atos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 фев 2017
    Сообщения:
    1.047
    Спасибо SB:
    3.346
    Отзывы:
    190
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Донецк. Украина
    Имя:
    Василий
    Интересы:
    Военная история, поиск и находки
  10. Offline

    winston Новобранец

    Регистрация:
    22 дек 2018
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    3
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Stucka
    Интересы:
    все
    Тема наинтереснейшая,но заглохла!Сам интерес проявил с находкой стержней для натяги колючки!Фото ниже!Спотыкался,рвал обувку,еб..,чтоб!Счас ,спотыкнусь,зафиксирую-что-за еб.. !

    20190815_124754.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 16 авг 2019
    zhulkov, Владимир Первый и Blue Fox нравится это.
  11. Offline

    zhulkov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 ноя 2012
    Сообщения:
    3.704
    Спасибо SB:
    14.015
    Отзывы:
    415
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Подмосковье
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Униформа
    Что-то я не увидел фото металлических столбов,на которые и устанавливалась колючая проволока немцами в начале войны.У меня возле моей деревни раньше таких столбов было довольно много.Они в сечении имеют "Т"-образный профиль,длина их порядка 1,3-1,2 м.И на них есть 3 косых углубления,в которые и устанавливалась "колючка".
    Помниться,притаскивал я такой один столб,но может его установил к деревянному столбу забора,в качестве пасынка.:)Нужно как-нибудь посмотреть...
     
  12. Offline

    Береза-9 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июл 2011
    Сообщения:
    6.483
    Спасибо SB:
    9.969
    Отзывы:
    209
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Дайвинг, коп
    Соловьево, на берегу реки
    P9050197.JPG
     
  13. Offline

    Димсаныч Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 окт 2013
    Сообщения:
    505
    Спасибо SB:
    1.620
    Отзывы:
    40
    Страна:
    Из:
    Москва
    Интересы:
    XVII-XX вв.
    Обычно на такие стержни колючка натягивалась на стационарных сооружениях - ДОТах, фортах и т.д. Тупой конец вмуровывался в бетон. В полевой обороне такие не используешь - нижний конец слишком короткий , в грунте даржаться не будет.
     
    vadimir нравится это.

Поделиться этой страницей