Добрый день.Как и обещал,приведу ещё доводы в пользу найденного(как мне кажется)места героической и столь же трагической переправы.Но прежде должен ответить на реплику о точности неких "карт Наполеона".Не могу это комментировать,так как ими не располагаю,но что-то подобное слышал.Хочу повторить,что картографический материал 1812 года использовался главным образом для изучения речной сети,как более консервативного элемента расследования.Что касается ссылок на книгу неизвестного мне автора,то каждый волен выбирать то,что считает убедительным.Я не нашёл в приведённых фрагментах книги каких либо аргументов ,кроме надёрганных цитат,однако нашёл ,к своему огорчению,прямые,но без ссылок,заимствования из своего очерка.Это неприлично,а если учесть и грамматические ошибки при плагиате,то ещё и непрофессионально.Нам вполне достаточно одного"путешественника и известного кладоискателя"(как он сам о себе пишет),фантазийные книги которого некоторое время назад заполнили прилавки.Впрочем,я отвлёкся. Так вот,журнал отсёк значительную часть очерка,в том числе и ряд важных деталей. Приведу некоторые: - Первое.Если Вы помните,хромой"антисусанин" вёл французов к месту,где Днепр замерзает раньше и лёд держится дольше,чем в других местах,Такое место возникает нередко на крутых излучинах ,где возникают противотоки и течение несколько замедляется.Такое место есть примерно в равном удалении от Варишек и Сырокоренья.Конфигурация берегов и ,следовательно,вариации с течением могут со временем несколько меняться,но ничего радикального за двести лет ,к счастью,не произошло.Подтверждением тому служит бытовой металломусор,который оставляют после себя любители зимней рыбалки.Те ,кто знаком с данной темой,подтвердят,что зимняя рыбалка бывает самой результативной именно по первому и по последнему льду. То,что на данном месте примерно в 10 раз больше таких следов человеческого пребывания на льду(в том числе и сугубо специфических-например,самодельных проволочных подставок под зимнии удочки) может быть свидетельством известности этого участка реки местному населению;- Второе.Те,кто читал мемуары выживших,очевидно помнят,как трудно было измученным людям взбираться на противоположный правый берег из-за его крутизны.Многие срывались в воду и тонули у самого берега.Действительно.глубина у правого берега значительно больше. Однако,прежнего обрыва сейчас нет и,в в наше время чётко прослеживались следы т.н.планирования обеих берегов с тем,чтобы сделать возможным проезд со льда на берег и с берега на лёд гужевого(а возможно не только гужевого)транспорта.Сделано это было, конечно,значительно позже 1812 года и совершать столь сложные работы от нечего делать наши отцы и деды вряд ли стали бы.Подобное уместно и оправданно только в местах "зимников" т.е.зимних переправ. Левый берег был не столь крут,но береговой уклон здесь тоже минимизирован.Когда-то давно у самого берега затонула старая лодка,при планировании на неё обрушили землю с берегового склона и она оказалась погребённой под полутораметровым слоем земли.Она фонила,т.к.была утыкана гвоздями и перевязана в некоторых местах проволокой.Когда её откопали,мы увидели ,что лежит она на гальке и песке т.е. на бывшем "родном"дне. О находках деталей повозки и человеческих останков Вы ,очевидно,в журнале уже читали.С учётом сказанного становится понятным,почему на берегу не найдены какие-либо "потеряшки".Техника просто сгребла вместе их с верхним слоем земли. Весь очерк ещё не публиковался.Если Господь даст здоровья и времени,когда -то опубликую с другими расследованиями.Буду рад,если информация покажется кому-то полезной.
Трофейная карта лежит в музее Отечественной войны 1812 года в Москве. На Ютюбе есть даже сюжет, где она показана. Но эта карта практически ничем не отличается от школьного атласа советского периода ))
Не уделил внимания , тогда, просто расскажу словами. в 1810м году французские картографы делали карты западной части России, Из которых возможно в последствии и были растиражированы карты используемые в ВА.??? даже найдя карты ничего нового там не будет, за исключением дорога до войны и дорога 1830х которая уже во многих местах пошла не там. Например , при отступлении Неверовского написано: Когда подошли к узкому мосту в деревне Встёсны, Неверовский оставил отряд на самопожертвование для переправы остальных. Реально на этом месте :цыфра 4, пуговицы типа гусарских, вездесущие пульки, детали от ружей и т.д. новая дорога -это метров 300-400 ниже по течению. так что вдоль новой дороги -какой смысл искать заваленные шмурдяком куветы? Ну как то и всё.
Последнему абзацу (7 ноября) есть подтверждение. Лет 5-6 назад недалеко от д. Гусино в одном месте нашел большое количество шрапнели, там же много попадалось металлических частей амуниции ВА, пуговицы, пряжечки, киверная чешуя, попался французский орел с утратами, 5 франков 1811 г. Видать казачки Платова, знатно попали из пушки в толпу французов. На том месте я был не первый и конечно не последний. После этого иногда, заскочишь на это место нет, нет, да, что-нибудь выцепишь.
В 1812 году из России во Францию вернулся Коленкур и привез Наполеону русскую карту 1805 или 1810 года (точно не помню). Французы её растирожировали, а названия городов написали латинскими буквами. Вот и всё. Инженеры-топографы делали инструментальную съемку местности уже в ходе войны, да и то только отдельных участков местности.
Город называется Багратионовск во время Прусской компании Русские войска под руководством Бенигсена сильно потрепали Французов,в этом сражении погибло примерно около 50 тысяч,так вот хлопчика ,который копает по французам в Багратионовске можно найти на Ютубе.
Деревня Сырокоренье — Яндекс.Карты (yandex.ru) вроде как река замерзает (типа, где можно по льду перейти).