Вяземский филиал Госархива Смоленской Области (Фонд 81, опись 1, св.3, дело 105. год 1864.) "СПИСОК всем местностям Сычевского уезда где живут раскольники какого бы то ни было толка" Бехтеевской волости Где находятся молельни: В Бехтеевской волости находится четыре молельни: три раскольников Австрийской секты и [находятся] при деревни Липки Малой; одна из них указная, а другая, как не указная, запечатана Г. Сычевским Уездным исправником; третья при деревни Гаврилово, которая тоже как неуказанная запечатана [тем же] Г. Исправником и четвертая раскольников беспоповщинской секты при деревне Липки Большой. Каким принадлежат толкам: По Бехтеевской волости три раскольничьих секты: 1-я - Австрийская, к которой принадлежат кр[естья]не Бехтеевской волости муж. пола 1353 души и жен. 1503 души. 2-я - Никановская, к которой принадлежат кр[естья]не отделившиеся от Австрийской секты муж. 20 душ и жен. 24 души. 3-я - беспоповщинская, к которой принадлежит муж. 42 и женска 43 души. № Название сел и деревень Число душ мжк жнк пола 1,2 Село Бехтеево и Дер. Ареховка [Ореховка] 47 53 3. Чертково 9 10 4. Харина 12 11 5. Яичкина 20 18 6. Ломы 29 34 7. Конюшки 15 18 8. Медведки 38 70 9. Ширяево 35 42 10. Потесово 14 24 11. Лосево 22 26 12. Волковка малая 13 20 13. Крутая 37 32 14. Слудьба 26 37 15. Таки [Токи] 11 17 16. Андреевка 27 38 17. Сысаева ляда 15 15 18. Гаврилово 70 90 19. Шаниха 54 66 20. Пустошка 3 3 21. Мерложная 14 9 22. Мастище Новое 5 - 23. Борщевка у Дрети 40 48 24. Жуково 10 10 25. Кораблево 26 31 26. Безымянка 3 3 27. Михалево 13 12 28. Барщевка Рысь 32 30 29. Голево 25 30 30. Будаево 12 10 31. Агафоново 25 22 32. Липка Новая 18 20 33. Дубовка Большая 35 33 34. Калодня 34 39 35. Вязовка 3 3 36. Мастище 14 19 37. Жуковка 11 11 38. Карабановка 6 2 39. Яблоня 13 12 40. Грабовка 25 22 41. Бредовка Большая 7 6 42. Волковка Большая 41 41 43. Барловка 3 10 44. Коноплевка 17 12 45. Аржауховка 5 2 46. Борщевка Малая 19 20 47. Платы 30 29 48. Липка Большая 35 42 49. Выдровка 25 35 50. Гавриково 45 65 51. Скачиловка 20 18 52. Авечкино [Овечкино] 22 22 53. Голопуповка 27 29 54. Барсуки 5 4 55. Соловьево 12 12 56. Пурослево 60 56 57. Береговка 39 52 Писковской Волости: Где находятся молельни: В Писковской волости молелен, скитов и других тому подобных не имеется Каким принадлежат толкам: В Писковской волости две раскольничьих секты: поповщина и беспоповщина. К последней принадлежат кр[естья]не д. Журавлево мужск. 8 и 5 жен., Дурнева муж. 1 и жен. 1 душа, Старцева муж. 10-ть и жен. 7 душ, Пло[жке] муж. 11 и жен. 7 душ и Кошалева муж. 14 и жен. 6 душ. Остальные же все принадлежат к поповщинской секте. № Название сел и деревень Число душ мжк жнк пола 1. Село Писково 27 45 2. дер. Капустино 16 20 3. Бурцево 50 50 4. Суражная 11 9 5. Соколово 15 13 6. Лукино 14 13 7. Каелово 19 20 8. Караблино 9 9 9. Безымянка 7 14 10. Чищеватка 6 7 11. Подсосонье 7 9 12. Семеново 95 98 13. Барщевка 12 18 14. Порывайки 75 85 15. Дурнево 11 15 16. Журавлево 33 45 17. Каурово 49 58 18. Асиновка Малая 6 5
У староверов к предметам обихода (кружки, ложки, тарелки и другие) не должны прикасаться православные. Если прикоснулись, например, выпили из кружки воды, то для старовера грехом является после этого пить из этой же кружки. Предмет от православного как бы оскверняется.
Тема интереснейшая! Не все так просто.Отношения с людьми православного вероисповедования складывались у старообрядцев веками.Это и на уровне церковных отношений и естественно на бытовом,повседневном.На все эти отношения неизгладимым образом влияли постоянные "гонения"и вечное недовольство со стороны официальных властей.Никогда об этом не стоит забывать,когда мы говорим о старообрядцах.Вся жизнь простого человека с рождения до самой смерти была связана с негативом по отношению к оф.власти и,к сожалению,к православным. "Раскольники крепко держаться своих традиций и заветов старины,и беседы православных священников не оказывают никакого благотворительного действия.Отношение раскольников к православным бывают подозрительным. Где раскольники не имеют своих попов и наставников и не так многочисленны-другие явления:собеседования,участие на общих молебнах в деревнях,платеж денег на их проведение,слушают богослужения,принимают православных священников в своих домах,иногда обнаруживают доверие к православному духовенству". Другое дело последнее утверждение о предметах обихода-да,так и есть. Вот например:"отношения их к православным грубы и неприветливы.В доме беспоповца не услышиш ни приветствия ни ласкового ответа.Отчужденность и замкнутость сказывается во всем:они не пьют,не едят,не сообщаются даже с раскольниками других сект.Желание обособиться замечается даже в детях:в школах не пьют воду из одной кружки с православными,даже из одного ушата.Трудно верить в это,но об этом ясно говорят факты". Источник:"Некоторые данные о состоянии раскола в Смоленской епархии к 1902г."
Когда на Руси началось насаждение православия народ этому сильно противился,поэтому с одной стороны священники пошли на уступки с другой стороны народ применил хитрость и получился такой интересный симбиоз-языческое-православие.Во времена царя Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена церковная реформа.Суть реформы сводилась к тому,чтобы нашу веру подогнать под Греческую и плюс узаконить власть царя перед богом.Никон был шустрый товарищ, наподобие нонешнего Кирила,И мечтал прибрать к рукам не только власть духовную но и светскую.Поэтому лозунг-Вся власть от бога был для него очень важен.Вот на этой почве и произошел раскол.Истинно русская вера была изничтожена,а на ее место пришла вера удобная. C уважением kott900.
Да-да,староверы никакая не секта!Это тоже христиане,как и католики,протестанты,и др.Но есть отличия,как и различны кресты их(протестанты,правда, не признают крест). С уважением к ним отношусь.Крепка у них вера была, уходили в глушь,даже сжигались в скитах,не приемля принуждений. Знаменитые Лыковы,и оставшаяся теперь одна из них на Абакане отшельница Агафья из староверов. Раньше ,действительно,чужому не откажут дать напиться водицы,но кружку выбросят,таковы традиции.
Роль личности в истории конечно велика.Но в данном случае велика роль обстоятельств,тех событий в истории,которые не могли не вызвать Никона{историк Ключевский называет Никона церковным диктатором}.Да,он принял позицию греков,стараниями Паисия иерусалимского."Цари и царства сменяют друг друга...Все бренно в этом мире,и власть земная не исключение.Еще властвовали над миром римские тираны-а святая церковь уже стояла,уже управлялась епископами...Следовательно,священство превыше царства..." Если вопрос стоял о первенстве священства перед царством,Никон готов был забыть все обвинения против греков.Царь и двор хотят единства с греками-он пойдет еще дальше,но к своей цели. Простой народ и священнослужители оказались между молотом и наковальней.Это стало настоящей трагедией и испытанием в истории потому,что:Древнерусский человек в отличие от человека просветительской культуры жил и мыслил в рамках религиозного сознания.Он"окормлялся"верой как насущным хлебом.В древней Руси было сколько угодно еретиков и вероотступников,но не было атеистов,а значит,и фанатизм выглядел иначе". Отсюда логично вытекает то упорство,с которым старообрядцы несли веру,свой образ жизни через многие поколения.
История старообрядчества. СЫЧЕВСКИЙ РАЙОН Смоленская область. "Жителей в Смоленской губернии по переписи 1897 г. 1 551 068 (742 170 мжч. и 808 898 жнщ.), в том числе православных 97,58%, раскольников 1,47%, католиков 0,35%, лютеран 0,14%, евреев 0,46%; магометан всего 142 человека. Раскольники живут преимущественно в уу. Сычевском (14 751) и Гжатском (10 052); из них приемлющих священство числится 18 887, признающих брак 8 501 и не признающих его 810 чел." (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, 1905 г.) По данным 1869 года в Сычевском уезде насчитывалось около 10 тысяч дворов в более чем 650 селениях. Известно, что старообрядцы проживали в районе Сычевки еще в XVIII веке. Жили они там испокон, либо откуда-то пришли - неизвестно. В период гонений строительство храмов старообрядцам было запрещено. Существовали лишь единичные храмы, каждый из которых строился по особому разрешению. В Вяземском филиале Смоленского Государственного архива хранится прошение старообрядческой общины Сычевского уезда на разрешение строительства старообрядческой церкви, датированное 1807 годом (Ф.83 оп.1 д.83). Еще с XIX века существовала старообрядческая церковь в селе Малые Липки, освещенная в честь святых великомучеников Флора и Лавра (престольный праздник - 31 августа нов.ст.) После принятия "Манифеста об укреплении начал веротерпимости" от 17 апреля 1905 года было построено еще несколько старообрядческих церквей: г. Сычевка - Воздвижения Креста Господня с. Потесово - Покрова Пресвятой Богородицы д. Пискуново д. Дурнево д. Шаниха - Воздвижения Креста Господня д. Гаврилово. С 1907 года - Малые Липки становятся резиденцией Калужско-Смоленского старообрядческого епископа. В 20-х годах XX века начинается волна репрессий на священнослужителей. Закрываются церкви, а надвигающейся войной были уничтожены и сами здания. Поздней осенью 1941 года от попадания снаряда за какие-то полчаса Липкинский храм сгорел дотла. Это было трогательно-завораживающее зрелище: в ясный день протянулся яркий столб, как говорят, до неба, и этот огненный вихрь буквально на глазах слизал красавец-храм с лица земли. Рассказывали - многим показалось так, будто Господь Сам забрал эту святую церковь с нашей грешной земли. Епископ Смоленский и Калужский Иона, фотография 1912г. Старообрядческие епископы: ИОНА (Иоанн Александров; 1837 - 28 февр. 1912) - Епископ Калужский и Смоленский. Родился в д. Мал. Холмины Гжатского у. Смоленской губ., в семье крестьян, принадлежавших господствующему вероисповеданию. В 9-летнем возрасте осиротел, воспитывался в соседней д.Давыдково в]рядческой среде. После смерти имп. Никакая распространился слух, что теперь можно без препятствий со стороны властей переходить в старообрядчество. Воспользовавшись этим обстоятельством (которое на проверку оказалось весьма далеким от действительности), он в 20-летнем возрасте вместе с двумя братьями присоединился к старообрядчеству. В Гжатском у этому примеру последовало еще 60 семейств. Об этом узнало начальство, и перешедших троекратно наказали розгами при воронцовском волостном правлении, а тех, кто был обвенчан по старому обряду, разлучили. Иоанна трижды разлучали с женой: приехавший сотский увозил ее назад, в родительский дом, отстоявший на 15 верст. Тогда же Иоанн стал уставщком старообрядческой церкви, а в 1882 г. Еп. Феодосий рукоположил его в священники. Молитвенный дом он устроил у себя на дворе (позже, в 1905 г. было разрешено надстроить купол с крестом и срубить колокольню). В 1894 г. за присоединение 28 семей к старообрядчеству он подвергся уголовному преследованию. В 1897 г. о. Иоанн овдовел и 4 авг. 1898 г. на Освещенном соборе в Н. Новгороде был избран в епископы. Рукоположен 6 сент. 1898 г. Еп. Арсением Уральским и Иоаннам Донским (будущим Архиепископом Московским) в Н. Новгороде, в походной церкви в доме А.Б.Маркова. Погребен в родной деревне.
Форумчане, вы уж если копипастите информацию, так хоть первоисточник указывайте! Обидно же, зря я что-ли в архивах сидел, все это переписывал! http://kdkv.narod.ru/Adr/Vasma/index.html Издавна центр старообрядчества на Смоленщине - это Сычевка и ее уезд. Связано это с тем, что там издавна были государевы земли, а государственные крестьяне имели самоуправление с выборными начальниками из своей среды, и таким образом имели больше возможностей "укрывать" старообрядцев. И недалеко город Ржев - крупный старообрядческий центр. В отношении книги "Раскол в Смоленской епархии" (она содержит все статьи из Епархиальных ведомостей) - учитывайте что она написана священником - миссионером "по делам раскола", по архивам духовной консистории. Как что "раскольники впервые появились" на его языке - это впервые появились в отчетах смоленской духовной консистории. А появились они там только тогда, когда с самого верха (из Синода) пришло указание "пересчитать раскольников". Тогда и появились первые отчеты. А староверы жили там давно, с самых Никоновских реформ. Только они не "светились". Тот же Соколов в своей книге пишет, что местным священникам удобнее было брать со старообрядцев мзду, и молчать про их существование. А нынешнее состояние старообрядчества в Сычевке - это Белокриницкое согласие, Санкт-Петербургская и Тверская старообрядческая епархия.
Андрон, староверы принимают только восьмиконечный крест. Так что вряд ли приведенный Вами крест - старообрядческий.
Согласен с вами насчет креста. __________________________ А где у нас находятся старообрядческие общины в нынешнее время?
В настоящее время проживают старообрядцы на территории Сычевского района более всего в Бехтеево.В Сычевке имеется и церковь. Ближайшие церкви старообрядцев от Сычевки-в г.Ржев.
Что касается РСПЦ, список тут: http://rpsc.ru/eparhii Хотя не все храмы приведены, только основные. Сычевского там например нет.
Предлагаю вашему вниманию количество раскольников в Сычевском уезде на 1783 год. Посмотрев эти цифры и зная цифры через 100 лет,особенно по Писково и Бехтеево, то приходишь к выводу, что и один в поле воин, так как количество увеличилось в десятки и сотни раз. Итак количество раскольников в Сычевском уезде на 1783 год : (учитывают только тех, кто сам записался в рассольники) Сычевская дворцовая волость : - г.Сычевка – 5 муж. и 4 жен. пола ( 5/4 ) - с.Писково – 1/0 - д.Бехтеева – 1/0 - д.Гаврилкова – 14/17 - д.Борщевка – 5/4 - д.Выдровка – 5/6 - д.Лосева – 1/1 - д.Таки – 3/4 - д.Волкова – 5/9 - д.Сысоева – 5/5 - д.Липки – 8/9 - д.Дубовка – 3/3 - д.Пураслино – 1/1 - д.Михалева – 1/0 - д.Вторая Борщевка – 2/2 - д.Сыри – 1/0 - д.Липочки – 7/11 - д.Соловьева – 1/1 - д.Береговка – 1/1 - д.Малая Болковка – 1/1 - д.Малая Березовка – 1/0 - д.Барловка – 4/7 - д.Кашелева – 1/0 - д.Жукова – 3/2 - д.Дурнева – 1/0 - д.Каурова – 1/1 - д.Бурцова – 1/1 - д.Старцева – 5/6 - д.Медведки – 1/1 - д.Семенова – 3/6 - д.Осиновка – 3/2 - д.Круглая – 1/1 - д.Журавлева – 0/1 - д.Овечкина – 0/1 Жерновская дворцовая волость : - д.Чупятина – 22/26 - д.Аржавитина – 9/10 - д.Истратова – 0/6 - д.Подберезье – 3/1 - д.Хренова – 10/15 - д.Солдатова – 2/1 - д.Маринина – 1/1 - д.Янкина – 0/1 - д.Барсуки – 2/2 - д.Малая Дуброва – 2/2 - д.Осиновка – 0/1 - д.Большая Дуброва – 6/8 ИТОГО : по всей Сычевской округи – 148 мужского и 192 женского пола ( 148/192 )
Бугославский Г. К., Никитин В. А. "Город Гжатск и его уезд" Цитата Признав за Гжатской пристанью государственное значение, Петр Великий принял энергичные меры к заселению ее и по преданию, вполне согласному с характером деятельности царя, приказал переселить в пристань богатых купцов и торговых людей из соседних городов: Вязьмы, Можайска, Вереи, Боровска и Волоколамска, предоставив им разные льготы, освободив, напр., от воинского постоя. Эти льготы привлекли в Гжатскую пристань многих раскольников, чем и объясняется значительная численность этих лиц, как в самом городе, так и в уезде его. Цитата В городском лесу, за Калужскими улицами, имеется раскольничье кладбище и ежегодно 15 сентября туда стекается много раскольников почтить в молитве намять "великомученика" Никиты, погребенного там и умершего "за веру", как говорят раскольники и об этом Никите рассказывают, что жил он во времена Анны Иоанновны энергично проповедуя раскол, а для искоренения раскола в Гжатск тогда прислан был некто Веденятин, который и убил Никиту в пылу гнева табакеркой, когда тот отказался понюхать табаку от православного, предложенного ему нарочно Веденятиным {За историческую достоверность этого рассказа не ручаемся, почему и помещаем его при описании лишь достопримечательностей города.}. Над могилой Никиты выстроена деревянная часовня с крестом внутри, возле которого постоянно горит лампада. Цитата Православных в уезде числится до ста тысяч приписанных к уезду и раскольников - 3796 мужчин и 4516 женщин.
Этого, я конечно, не знаю. Фотографии из гос.архива кино и фото документов - подписаны именно так. Крест, кстати, на маковке храма - восьмиугольный.
На православных церквях кресты могли устанавливаться только 6-ти или 8-ми конечные. Так что это ни о чем не говорит.
Уважаемый ЕАК! А фотографии из Питерского архива (ЦГАКФФД СПб) или из Красногорского (РГАКФД)? Не подскажите как они там аттрибутированы (фонд, опись, номер и т.п.) Заранее признателен. Для АЕБ: В Сычевке не было старообрядческой кладбищенской церкви. По моему даже старообрядческого кладбища не было.