Соглашусь! И так душу греет, что не выкинули, а почистили и в дом поставили! Рядом с таким зеркалом очень антуражно смотрится! Эх, какие же у нас на форуме люди хорошие....
Мастера сундучных дел. Село Быньги. Средний Урал XIX в. Село Быньги основано на рубеже XVII–XVIII столетий, однако официальной датой считается 1718 год. В это время известным промышленником Никитой Демидовым был основан металлургический завод. Здесь изготовлялось железо из чугуна, который поставляли из Невьянска. Два завода составили единый промышленный комплекс. Быньговский молотовый завод был известен косной (1731) и латунной (1739) фабриками. В 1769 году он был куплен у Прокофия Демидова купцом Саввой Яковлевым (Собакиным). По заказу его наследника Петра Саввича Яковлева в поселке построили великолепный Свято-Николаевский храм (1788–1790), существующий поныне. Завод был в действии до 1873 года. После этого население занималось работами на золотых приисках и кустарным производством. На протяжении столетий значительную роль в истории Бынёг играли старообрядцы. Вплоть до середины XIX века их число в заводском поселке было больше количества приверженцев официального православия. Вероятнее всего, сундучное дело появилось здесь в I половине XVIII века, чуть позднее основания железоделательного завода. К XIX столетию оно выросло в известный промысел по изготовлению различных деталей для сундуков: замков, жестяных пластин с печатными узорами, ручек, ключей и т. д. Они поставлялись в Невьянск и Нижний Тагил. Известно, что быньговские мастера иногда собирали и вставляли в деревянную основу сундуков замки с музыкальным звоном, которые делали мастера из деревень Сербишино и Киприно. Быньговские изделия экспонировались на выставках, о чем свидетельствуют не только каталоги и статистическая литература, но и архивные документы. Например, мастера С.И. Баранников, В.И. Белов, Ф.С. Белов (Мудрых) и И.Г. Мезянкин на Сибирско-Уральской выставке (Екатеринбург, 1887) представили сундучные замки, К.С. Сумаралова (Сумарокова) — жестяные листы, декорированные в технике печати. С.И. Баранников упоминался также в 1896 году (в архивных документах, связанных с Нижегородской выставкой), среди поставщиков замков известному невьянскому сундучнику П.А. Селянкину. Есть сведения и о быньговском замочнике Иване Савине, имевшем собственную мастерскую, которая была основана в 1873 году. Кустари Ф. С. Белов (Мудрых) и Е.П. Бородин приняли участие во Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке, которая проходила в Нижнем Новгороде (1896). Первый выставил три замка, второй — «замочные приборы разной величины». Однако в Быньгах существовали и самостоятельные сундучные мастерские, работавшие, как правило, на скупщиков или сбывавшие свои изделия на Ирбитской, Нижегородской, Троицкой, Ишимской и Крестовской ярмарках. Это заведения Н.Н. Чумичева, С. Черемисина, Т.Д. Храмкова и других. Они также участвовали в выставках. Например, А.Е. Данилов и Т.Д. Храмков на Сибирско-Уральской выставке экспонировали сундуки, В.А. Меховов и Ф.С. Пузанов там же представили шкатулки. Все эти мастерские не выделялись среди массы других уральских сундучных заведений. Например, у Тихона Дмитриевича Храмкова в 1880-е годы (его «фабрика» основана в 1876 году) четыре наемных мастера делали в год изделий на 4000 рублей; материал закупался в Невьянске и Нижнем Тагиле, а сбыт происходил на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Судя по цифровым показателям, одной из самых крупных в первом десятилетии XX века была «фабрика» Николая Николаевича Чумичева, в которой работало восемь наемных мастеров. В мастерской Евстигнея Чумичева, в которой изготавливали замки для сундуков (основана в 1857 году), вообще не было наемных мастеров; сумма годового производства составляла 170 рублей, сбыт — местным сундучникам. После революции 1917 года и Гражданской войны быньговские кустари продолжали изготовление сундуков и фурнитуры. В 1928 году организовали кустарную артель «Производственник». В 1956 году она была реорганизована в мебельную фабрику. Здесь делали не только сундуки, но и замки, накладки, петли и скобы. На фабрике выпускалось 40 000 сундуков разных видов и размеров (основные типы: «чекан», «азиатский» и «уральский»). Производство было частично механизировано: для изготовления ящиков использовали маятниковую пилу, фуговочный и рейсмусный станки, торцовую пилу и шипорезный станок. Выпуск сундуков продолжался до 1961 года. Л.Л. Растрепенина привела ценные воспоминания одной из работниц этой фабрики, Г.Ф. Рябининой: «На “мебельной” делали и сами сундуки, и замки, навесы, накладки, петельки, скобы. Дерево — сосна, металл фурнитурный привозили, красили в разные цвета. Сундуки делали азиатские и простые в клеточку. До последнего делали сундуки со звоном (музыкальные)». Надо отметить, что качество быньговских сундуков после революции ухудшилось, художественный уровень изделий значительно понизился. Большинство сундуков и шкатулок, изготовленных после 1917 года, находится вне рамок искусства. Возможно, некоторую роль здесь сыграли «социалистическое соревнование за досрочное выполнение ... плана» и факт того, что «тяжелый труд человека взяли на свои стальные плечи машины». Впрочем, это характерно не только для Бынёг, но и для других сундучных центров. К тому же, как писал фольклорист В.Е. Гусев, «... все варианты произведений народной художественной культуры объективно закономерны и “равноправны”, равнозначны для исследователя», хотя и «не равноценны в эстетическом, идейно-художественном отношении». Клеймо кустарной артели «Производственник». 1928–1956, село Быньги, Средний Урал Клейм на быньговских сундуках сохранилось крайне мало. Одно из них — клеймо артели «Производственник». Оно наносилось чернилами, имело пятиугольную форму. В нем изображалось дерево, перечеркнутое различными инструментами: пилой, топором и линейкой. Ниже пятиугольника наносилась надпись: «Свердлобллеспромсоюз», «Быньговская артель Производственник». Позднее, когда была создана мебельная фабрика, клеймо изменилось. На сундуках также встречается обыкновенный чернильный штамп, указывающий на место производства и тип («сорт») изделия. В уральских деревнях в настоящее время встречается несколько разновидностей быньговских сундуков. Как правило, они располагаются на чердаках и в сенях. Хозяева берегут такие вещи, поэтому на них часто заметны следы ремонта. На многих сундуках сохранились ключи, но замки и музыкальный звон в большинстве случаев не работают. Художественное оформление изделий следует традиционным для региона вариантам. Для примера — сундук Татьяны Степановны Кореневой из поселка Баранчинский Свердловской области (расположен неподалеку от Нижнего Тагила; материалы полевых исследований автора). Он имеет прямые стенки и плоскую крышку. Поверхности покрыты жестяными листами различных размеров и тонкими полосами. Углы декорированы фигурными вставками. Стенки сундука полностью покрыты жестью — места для окраски или росписи не осталось (кроме оборотной стороны). Лицевая стенка и крышка традиционно разделены на два прямоугольника, которые украшены полосами, расположенными «в сетку». Под ними укреплены листы «мороженой» жести. Полосы с узорами, выполненными в технике тиснения, не только украшают сундук, но и укрепляют его края. Боковые стенки декорированы такими же прямоугольниками с тонкими полосами «в сетку» и листами жести. Сундуки служили не только для хранения различных предметов, но и были в некотором смысле календарями: на внутренней стороне крышки записывались важные для семьи события (дни рождения, похорон, даты посева и сбора урожая и прочее). Там же обычно находится клеймо или прямоугольный чернильный оттиск, подтверждающий изготовление сундука в Быньгах. У сундуков другого типа жестяными листами покрывался только «фасад». Остальные стенки декорировались по-разному. Например, все стороны (кроме лицевой) сундука из собрания Невьянского государственного историко-архитектурного музея (инв. № Н/В 5153) окрашены зеленой краской. Они укреплены тонкими полосами жести, расположенными «в клетку» (на крышке) и «в сетку» (на боковых сторонах). Лицевая сторона сплошь покрыта жестяными листами: одни размещены по краям и орнаментированы в технике тиснения традиционными мотивами, другие составляют привычные прямоугольники, декорированные полосами и «мороженой» жестью (пример подобного сундука из частной коллекции). Сундук. Конец XIX – начало XX века. Екатеринбургский уезд Пермской губернии. Дерево, жесть, литье, окраска. Частная коллекция Интересен сундук из частного собрания, вероятнее всего, представляющий часть «горки». Стенки у него прямые, крышка — слегка покатая, ножки имеют фигурные очертания. Все стороны, кроме лицевой, окрашены зеленой краской. Жестяные полосы, которыми покрыты поверхности предмета, расположены «в сетку». Главное декоративное оформление сосредоточено на «фасадной» стенке. Края подчеркнуты широкими жестяными полосами золотистого цвета, на которые в технике тиснения нанесены растительные и геометрические мотивы: звезды, овалы, завитки, изображения листьев ланцетной формы и проч. Посередине стенки — полоса с подобным орнаментом. В двух прямоугольниках, на которых построена композиция «фасада», расположены листы «мороженой» жести яркого янтарного цвета. К поверхности сундука они прикреплены тонкими золотистыми полосами. После того как артель «Производственник» преобразовали в мебельную фабрику, внешний вид сундуков изменился. В качестве образцов приведем произведения из Невьянского музея (инв. № НМ 13598, 13599, 13600). Как и раньше, они делались «горками» и имели несколько стандартных размеров. Сундуки сплошь обивались листами жести черного цвета. На них желтой краской наносились растительные и геометрические орнаментальные мотивы (использовался трафарет): звезды, розетки, волнистые линии и т. д. Но тонкие полосы, которые ранее часто были одного цвета с листами жести, теперь делались контрастными им, то есть белыми [10]. Композиции повторяли традиционные схемы с двумя ромбами на передней стенке. Петля делалась очень простой формы, в виде тонкой железной полосы. Такие сундуки представляют один из самых распространенных видов быньговских изделий. Сундук. Деталь. Вторая половина XX века, село Быньги. Дерево, жесть, трафаретная роспись, литье. Частная коллекция О шкатулках местных мастеров дает представление изделие Михаила Ивановича Бабарыкина (коллекция Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, инв. № 2410-р). Оно датируется 1923–1924 годами. Шкатулка окована жестью, покрыта лаком. На ее крышке и лицевой стенке — растительный орнамент серебристого цвета, на оборотной стороне — изображения крупных розеток. Края шкатулки обшиты со всех сторон широкой полосой с тисненым узором, состоящим из различных декоративных мотивов: завитков, листьев и овальных фигур. На лицевой стенке — личина из латуни, на торце крышки, как часто делалось уральскими мастерами, — небольшое латунное кольцо. Таким образом, Быньговский завод предстал одним из значительных очагов уральского сундучного промысла. Существовали различные по видам и масштабам производства «фабрики»: от мелких заведений, где трудились только члены одной семьи, до мануфактур. Мастера привозили свои изделия на ярмарки, экспонировали их на различных выставках. Промысел имел длительную историю (с XVIII по вторую половину XX века) и его эволюция соответствовала основным направлениям развития уральского сундучного центра. https://eurasia-art.ru/art/article/view/838/1069