Друзья.Одно дело, будучи мальчишкой,слушать воспоминания дедов,прошедших войну,читать книжки,документы,смотреть хронику или фильмы...Совсем другое - испытать на собственной шкуре... Мне "посчастливилось"... На четвертом кусе военного училища попал на стажировку в Караязы. Есть на границе Грузии и Азербайджана на берегу озера Джандари такое забытое богом и проклятое людьми место.Там был расположен учебный центр и батальон обеспечения Горийского учебного танкового полка.Наш БУБВТ славился тем,что туда стаскивался со всего Закавказского округа хлам, не выходивший положенный моторесурс.В числе невообразимого разнообразия модификаций танков Т-54 и -55 оказался один Т-34-86,который непонятно как забыли списать...Машина как ни странно была на ходу.Ну и, разумеется,о том,чтобы удержаться и не попробовать прокатиться на прославленном,прошедшем всю войну танке не могло быть и речи... Я проехал по ровной степи 5 км. - "обкаточный" круг...Первая мысль которая пришла тогда в голову: "Мало танков на постаментах стоит..." несколько минут после остановки я представлял собой биомассу в которой мышцы категорически не контактировали с мозгом,затем ,каким то образом все-таки вытек из люка и еще минут десять понадобилось на то,чтобы прийти в себя и встать на ноги... Никакой гидравлики,электрики или пневматики.Если выжимаешь педаль главного фрикциона - то просто ногой разжимаешь диски.Если тянешь поворотный рычаг - то рукой через тяги и рычаги затягиваешь ремни на барабанах...Наводчик так же вручную поворачивал башню и поднимал пушку...А ведь не по одной сотне верст на гусеницы наматывалось,и выеживались,маневрировали на поле боя...Сколько сил,нервов и энергии затрачено на то,чтобы полевропы проехать,с боями,поломками,переправами и прочими заморочками... Сказать,Что это героизм - значит ни сказать нихрена!
Лёгкий танк БТ-5 и его экипажи в предвоенные годы. Погрузка боекомплекта ( 76 мм снарядов и пулемётных дисков ДТ ) через башенный люк тяжёлого Клима первого.
Танковая колонна «Профсоюз Потребкооперации центра» Танк Т-34-76 из колонны «Профсоюз потребкооперации фронта» и его экипаж. 31-я гв. тбр, Южный фронт, лето 1943 г. На машине стоит командир орудия старшина Дмитрий Дмитриевич Зернов (509-й отб) (АСКМ) Экипаж супругов Бойко (танк ИС-2 «Колыма») В 1938 г. в Магадан из Владивостока прибыл недавний еще краснофлотец Иван Бойко. Получил на Магаданской автобазе тяжеловесный «Ярославец» и пошел колесить на нем по Колымской трассе. Части механизмов, оборудование для рудников, фабрик, электростанций, промприборы для приисков - все это с нетерпением ждали там. А потому, загрузившись сполна, давал Иван всякий раз своей машине «полный вперед!». За ударную работу и благодарности, и знак «Отличнику-дальстроевцу» I 1463, который к награде приравнивался, были... А для 22-летней Александры Моришевой поворотным оказался 1940 г. К тому времени были у нее уже за плечами Киевский химико-технологический техникум и пара лет работы на спиртзаводе в Башкирии. Немного, конечно, но для того, чтобы по договору на Север махнуть, хватило. Отдел кадров Дальстроя направил ее работать контролером-комплектовщиком в контору общего снабжения. А в конце этого же года стала Александра носить фамилию Бойко... Грянула война. В 42-м Ивана как лучшего шофера включили в состав делегации дальстроевцев, отправившихся с эшелоном подарков для бойцов на фронт. Вернувшись, рассказал, как тяжело приходится там. И решили молодые свою лепту в победный исход войны внести - 50 тыс. руб. сбережений в Фонд обороны перечислить, а заодно и письмо Верховному Главнокомандующему отправить. С просьбой: разрешить им воевать на построенном за эти деньги танке. Долгожданный ответ Иван с Александрой получили в феврале 1943 г. Телеграмма была лаконичной: «Благодарю вас, Иван Фёдорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Сталин». Вскоре появился приказ начальника Дальстроя И. Ф. Никишова: «Освободить от работы в Дальстрое шофера автобазы № 6 управления автотранспорта Бойко Ивана Фёдоровича и работницу треста «Колымснаб» Бойко Александру Леонтьевну, направляющихся добровольцами на фронт». В ноябре 1943 г. они по ускоренной программе окончили Челябинское танковое училище и в звании младших техников-лейтенантов были зачислены в резерв. И опять, уже в адрес командования, шли от супругов письма и рапорты с просьбой быстрее отправить их на место боевых действий. Но лишь в июне следующего года получили они под Тулой тяжелый танк «ИС» и назначения: Александра - командиром танка, Иван - механиком-водителем. В мае 1944 г. Бойко выехали на фронт. Попали в 48-й гв. ттп, где и получили тяжелый танк ИС-2. Боевое крещение прошли в боях за Ригу. И уже 6 августа 1944 г. в сводке Совинформбюро говорилось: «Экипаж танка, где командиром мл. техник-лейтенант Александра Бойко и водителем мл. техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели уничтожил пять танков и два орудия противника». На борту их танка была выведена надпись: «Колыма»... ...Уже через несколько дней, в боях у деревни Малиновка, танк Бойко таранил немецкую «пантеру». Ранения, контузия... Но начинает расти и их боевой счет, счет уничтоженных танков и орудий противника. Открыт счет и первым наградам: в августе 1944 г. Александра Леонтьевна получила орден Отечественной войны I степени, Иван Фёдорович - орден Красного Знамени. В сентябре командир танка была направлена в Москву, где выступила на IV антифашистском митинге. Тогда ее портрет появился на обложке журнала «Огонек»... Бои в Прибалтике, Польше, Чехословакии - таковы вехи фронтового пути супругов Бойко, семейного экипажа боевой машины. Праздник Победы они встретили в Праге. После войны прославленные, но уже бывшие танкисты вернулись в родной Магадан. Иван Фёдорович 7 лет проработал здесь заместителем начальника четвертой автобазы, а Александра Леонтьевна - директором хлебозавода. Дважды, в 1947 и 1953 гг., она избиралась депутатом Магаданского городского Совета депутатов трудящихся. В середине 50-х годов судьба распорядилась так, что пути-дороги супругов разошлись. Но ни раз еще встречались они на сборах однополчан, воинов-освободителей. А в 1989 г. ветераны были приглашены на празднование 50-летия Магадана - города их вечной памяти. Помнит о них и город, навсегда вписавший имена Александры Леонтьевны и Ивана Фёдоровича Бойко в славную когорту почетных граждан Магадана.
Вена 1945 Севастополь, ул. Ленина, 9 мая 1944 Старшина танковой роты казах Баймагамбетов К., член ВКП(б), отличившийся в боях, награжден медалью "За отвагу", Калининский фронт, 1943 г. Бойцы ИПТА: Николай Коренин (заряжающий) и Николай Калмыков (наводчик) Бойцы и командиры 7-го гвардейского танкового корпуса. Берлин. 1945 Экипаж BA-10
Танкисты советской 22-й танковой бригады 6-го танкового корпуса на инструктаже в полевых условиях у танка Т-34. Воронежский фронт. Ремонт в полевых условиях. Экипаж танка Т-34-85 Якова Павловича Куликалова с товарищами по службе. Командир в центре, со сложенными руками. Другие члены экипажа, чьи имена известны — механик-водитель Чевтаев, командир орудия Курсилов. На обратной стороне фото надпись: «Яша не забывай свой экипаж. 18.11.1949». Это последнее фото экипажа перед расформированием. После этого Я.П. Куликалова перевели на ремонтно-разборочную базу, где разбиралась трофейная техника и ремонтировалась ленд-лизовская, которая должна была быть возвращена поставщику. Экипаж лейтенанта Степанова И.Ф. 52-й танковой Бригады. Слева направо: командир танка - лейтенант Степанов Игорь Федорович 1913 г.р. (погиб 17.01.1943 г.), пулеметчик - кр-ц Земницкий В.В., мех-водитель - сержант Нефедов А.С., командир башни - ст.сержант Лепешкин П.А.
Гвардии лейтенант Василий Сарафанов со своим экипажем на набережной. Порт - Артур. 1945г.Редкий случай: курсовой пулемёт ДТ (!) установлен на крыше башни. Если присмотреться, то пулемётная бронемаска - без ствола. Подобная установка ДТ, более характерна, для городских боёв, поскольку более подвижна при отражении различных атак на танк. Пулемёт мог обслуживаться бойцами из танкодесанта или его "законным владельцем" - стрелком-радистом. Танкисты 21-ой Армии у танка Т-60. Район Сталинграда, 1942 г.Экипаж "неистребимой саранчи"/фаш/ - " малютки "/совет/ -- 2 человека. Кто то из танкистов в кадре, из состава другой боевой машины .
Бывший рабочий завода № 232, механик-водитель танка Т-34/85 старший сержант В. Лисовский, награжденный двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалью "За оборону Ленинграда". Июль 1944 г. После боёв у озера Хасан. Экипаж лёгкого танка Т-26. Лейтенант, младший сержант и рядовой. Лейтенант с орденом Боевого Красного Знамени. Экипаж танка Т-34/76 запечалённый фотокором буржуйского журнала "Лайф". Август 1941г.
Групповой портрет улыбающихся советских танкистов у танка Т-34. 1942 год. Фото Дмитрия Бальтерманца. Танк Т-34-85 36-й гвардейской танковой бригады на улице югославского города. Танк Т-34-85 №10 36-й гвардейской танковой бригады на улице Белграда. 21-22 октября 1944 года. Советские средние танки Т-34-85 из 5-го гвардейского механизированного корпуса в Польше во время Сандомирско-Силезской наступательной операции. Январь 1945 года. Танки КВ-1 после парада на Красной площади идут на фронт. 7 ноября 1941 года. Фото Анатолия Гаранина. Советское танковое подразделение в лесном массиве на подступах к Риге. На фото танки ИС-2 и Т-34. Сентябрь 1944 года. Ремонтники производят ремонт ленивца на советском танке Т-34-85 в лесном массиве в районе Берлина. Апрель 1945 года. Танки Т-34-85 6-го гвардейского танкового корпуса на площади Праги. 10 мая 1945 года. Экранированный танк Т-34-85 в чешском городе (возможно, Праге). Листовые экраны на башне танка. Советский танк Т-34-85 в чешском городе Бловице. 1945 год. Советский танк Т-34-85 на улице освобожденного Бухареста. 1944 год. Колонна танков ИС-2 1-го Чехословацкого армейского корпуса на улице Праги. Корпус входил в состав 4-го Украинского фронта Красной Армии. Май 1945 года. Советский танк Т-34 «Ленинградец» 30-й Гвардейской танковой бригады 67-армии Ленинградского фронта въезжает в Красное Село. Январь 1944 года. Экипаж танка Т-34 гвардии младшего лейтенанта А.Ф. Шилова. На фото: командир танка гвардии младший лейтенант А.Ф. Шилов (в центре), командир башни гвардии старшина Н.Ф (нечитаемо), радист гвардии старший сержант И.М. Шмельков, механик-водитель гвардии старшина Ф.П. Сапрыкин. Апрель-май 1943 года. Фото К. Лишко. Танкисты подразделения старшего лейтенанта Н. Быстрова на рекогносцировке местности перед боями под Смоленском. 1941 год. Фото Николая Финикова. Подразделение советских танков Т-34 производства СТЗ на улице Горького в Москве. Март 1942 года.
3 июля 1944 года советские войска освободили столицу Белорусской ССР город Минск. Крайнее справа здание, с остроконечной «башней», это костёл святых Симеона и Алены. Построен в 1905—1910 годах. В народе его называют Чырвоны/Красный/ костёл. В советский период там располагался «Беларусьфильм». Слева виден пьедестал, с которого немцами после захвата города была сброшена статуя В.И. Ленина, впоследствии восстановленная. Подготовка танка к бою в районе Невской Дубровки. Командир машины старший сержант П.А.Буланов (справа) и водитель старший сержант П.И.Москалев (в центре), стрелок Н.Мехов (слева). Дата съемки 22 ноября 1941 г. Место съемки Ленинградский фронт. "Взаимодействие танкистов с пехотинцами". Ленинградский фронт; бои под Невской Дубровкой 1941 - 1943 гг. Экипаж агиттанка Т-34 перед выходом на передний край. В машину вмонтирована громкоговорящая установка. Июнь 1942 года, Волховский фронт (II ф), экипаж бронедрезины, вооружённой башней от танка БТ-5 и пулемётами «максим» (по одному на каждом из бортов), под командованием старшего сержанта Георгия Васильевича Кучанского 1916 г.р. перед убытием на боевое задание. Оригинал данного фото в настоящий момент хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5810560, номер по ГИК (КП) – 18628/47. Правильное название должности старшего сержанта Г.В. Кучанского – командир отделения разведки 60-го отдельного бронепоезда 8-й армии Волховского фронта (II ф). За боевую доблесть, проявленную в период с 24 июня о 17 сентября 1942 года, приказом по войскам 8-й армии за № 021-н от 1 апреля 1943 года был удостоен ордена Красной Звезды. 9 августа 1945 года, Южный Сахалин, первые часы советско-японской войны, Т-34-85 форсирует реку Хандаса-гава. Экипаж, за исключением, механика-водителя, а также приданные экипажу техники – на борту в целях безопасности. «Экипаж танка КВ-1 лейтенанта Н. Киндера у своей боевой машины. ЗФ, ноябрь 1941 г.». Согласно документам ЦАМО, лейтенант Николай Иосифович Киндер – командир танка КВ роты тяжёлых танков 9-го танкового полка 9 отбр, лейтенант, награждён орденом Красного Знамени за бой у деревни Акимовка Малоярославецкого направления (13 октября 1941 года). Этот офицер родом и города Копейска Челябинской области. Погиб 2 декабря 1941 года в деревне Селиваниха Истринского района Московской области, являясь уже военнослужащим 17 тп 17 отбр. 1941 год, город Фергана, женсовет 23-го отдельного бронетанкового дивизиона 21-й горнокавалерийской дивизии. Крайняя слева в нижнем ряду – Анна Антоновна Кириллова 1917 года рождения, супруга сверхсрочника В.А. Кириллова. Июль 1942 года, экипажи двух танков Т-26 образца 1939 года в разведке. Оригинал данного снимка в настоящий момент хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5809899, номер по ГИК (КП) – 18656/22а. Советский воин-танкист Александр Алексеевич Ивашин.
ИС-2. Берлин, 1945 год Механик-водитель гвардии старший сержант Н. Круглов. Уральский добровольческий танковый корпус, 1944 год Экипаж подбитого советского танка попал в плен.
Передача в войска партии тяжёлых танков КВ-1. Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). 1941г. Транспортировка КВ-1 на ж/д платформах. Экипаж танка ( 5 человек ) уже на месте.
Лето 1943 года, следующий на фронт эшелон с личным составом и бронетехникой (на платформах – танки Т-34-76 и САУ СУ-122) 30-го танкового Уральского добровольческого корпуса. Автор снимка – Пётр ОЦУП. Построение авто-броневого отряда РККА, 1920-е годы
Последнее фото когда-то было моим... До сих пор жалею, что продал его... Уже размещал его на форуме. Размещу еще раз