Т-34

Тема в разделе "Общий раздел. Опознание и оценка", создана пользователем Катерина., 19 дек 2009.

  1. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    [​IMG]

    раздавил пушку
     
  2. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    На фото изображен трагический момент захвата в плен немцами экипажа советского среднего танка Т-34/76. Советские танкисты таранили немецкую САУ Sturmgeschütz III (StuG III), в результате лобового удара обе машины были выведены из строя.
    Во время рейда на Калинин 17-18 октября 41 года машина со строевым номером 4 из 21 танковой бригады таранила Stug III лейтенанта Тачински с 660-й батареи штурмовых орудий. На фото предположительно Лущенко Дмитрий Григорьевич, лейтенант, командир взвода в 21-й тбр, пропал без вести по ОБД.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    оттощили
    [​IMG]

    раскадровка

    [​IMG]



    ЕГОР МУЛЬТИПОСТ ОБЪЕДЕНИ!!!!
     
  3. Offline

    Левша старый хрыч

    Регистрация:
    29 окт 2009
    Сообщения:
    406
    Спасибо SB:
    219
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    [​IMG]

    А вот фото с пушкой с другого ракурса.
    jagd, +1.
     
  4. Offline

    Бомбовед Фельдфебель

    Регистрация:
    28 авг 2009
    Сообщения:
    44
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Небольшой рассказ. Надеюсь,за флуд не сочтут...

    Мой отец пережил оккупацию в Смоленске с 1941 по 43 год в сознательном возрасте 12-14 лет и он рассказал интересную (на мой взгляд) историю.
    Осенью 1941 года приблизительно на месте нынешнего кафе "Рандеву" стоял T-34, возможно оставшийся со времени боев в городе. Зимой немцы его эвакуировали, а весной 1942 года вместе с двумя другими Т-34 активно испытывали в овраге, который на Тенешевой, где сейчас гаражи.
    Отец там жил, и говорит, что немцы определяли предельный угол подъема, гоняя танки по разным склонам. При этом результаты фиксировались группой офицеров, были какие-то планшеты, столы, то есть все было весьма организовано.
    Вопрос, который его всегда интересовал - были ли в танках наши пленные, или немцы использовали своих танкистов? Может быть у кого-нибудь есть информация по этому поводу?

    Естественно, что как всякий рассказ 60 летней давности этот может содержать неточности. Тем не менее, кажется здравым создать отдельную тему для подобных рассказов очевидцев.
     
  5. Offline

    КРОТ 77 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 янв 2010
    Сообщения:
    154
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Из:
    СМОЛЕНСК
    Ребята на ютубе смотрел видео про то как 34 из болота достовали так там на башне был крест.Буду рад если помог хоть чемто в вашей дескуссии.
    Вот ссылочка посмотрите: t-34 russian tank recovered from the swamp
     
  6. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    По этому танку были фото ранее. Поднят в Эстонии?
     
  7. Offline

    КРОТ 77 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 янв 2010
    Сообщения:
    154
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Из:
    СМОЛЕНСК
    Не знаю где подняли.Но с крестом то факт.
     
  8. Offline

    Левша старый хрыч

    Регистрация:
    29 окт 2009
    Сообщения:
    406
    Спасибо SB:
    219
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Цитата(Бомбовед @ 02 Февраля 2010, 9:03)
    Небольшой рассказ. Надеюсь,за флуд не сочтут...

    Мой отец пережил оккупацию в Смоленске с 1941 по 43 год в сознательном возрасте 12-14 лет и он рассказал интересную (на мой взгляд) историю.
    Осенью 1941 года приблизительно на месте нынешнего кафе "Рандеву" стоял T-34, возможно оставшийся со времени боев в городе. Зимой немцы его эвакуировали, а весной 1942 года вместе с двумя другими Т-34 активно испытывали в овраге, который на Тенешевой, где сейчас гаражи.
    Отец там жил, и говорит, что немцы определяли предельный угол подъема, гоняя танки по разным склонам. При этом результаты фиксировались группой офицеров, были какие-то планшеты, столы, то есть все было весьма организовано.
    Вопрос, который его всегда интересовал - были ли в танках наши пленные, или немцы использовали своих танкистов? Может быть у кого-нибудь есть информация по этому поводу?

    Естественно, что как всякий рассказ 60 летней давности этот может содержать неточности. Тем не менее, кажется здравым создать отдельную тему для подобных рассказов очевидцев.

    Вероятно,это был всё-таки не Т-34.А другой наш танк.В остальном рассказ не вызывает никаких сомнений. B)
    Только рассказы очевидцев,которых становится все меньше,приоткрывают некоторые неизвестные моменты и обстоятельства.Кстати,так мы узнали когда-то,что ОЧЕНЬ старое здание напротив бывшего офиса МТС /остановка "Энергоуправление"/ использовалось немцами как госпиталь для русских.И еще узнали,как в этом госпитале "лечили" ...
     
  9. Offline

    Makss Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 май 2009
    Сообщения:
    2.063
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    [​IMG]

    Надёжное "перекрытие" блиндажа. И прикрытие! :D
    Курская Дуга, северный фас, июль 1943г.
     
  10. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.282
    Спасибо SB:
    23.356
    Отзывы:
    586
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересна судьба танкиста танка с бортовым номером 4.
     
  11. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    Цитата(владимир1 @ 04 Февраля 2010, 23:28)
    Интересна судьба танкиста танка с бортовым номером 4.

    А есть информация?
     
  12. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.282
    Спасибо SB:
    23.356
    Отзывы:
    586
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    По парню нет.
    А вот задаться вопросом, откуда данное фото, местность, время, необычная нумерация машин - можно выйти на часть. По фрицевским фото, а они стопудово из альбома, попытаться "выдавить" инфу. Потом посмотреть по местности, кто там из наших был. Попытаться определиться по времени, по потерям.
    Всегда можно что-то узнать.
    Я видел Ваши данные, но можно проверить.

    Если Ваши данные верны, то:
    1. Лущенко родом из с.Русская Поляна Черкасского района Черкасской области.
    http://download.maps.vlasenko.net/smtm200/m-36-20.jpg (пр. нижний угол).
    2. На сегодняшний день в данном населенном пункте проживает более 6тыс. жителей.
    3. Фамилия Лущенко по Русской поляне не проходит.
    4. Есть жительница 1936 года рождения в Черкассах, носящая такую фамилию.
    ЛУЩЕНКО ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

    Если это реально Лущенко и события 17-18 октября 1941 года, то район произошедших событий смотрим на карте:
    http://download.maps.vlasenko.net/smtm100/o-36-120.jpg
    Далее, что можно высосать из ОБД после безобразий МО РФ(после того, как собака порылась).
    Есть донесение, что военнослужащий Немировский(Нимировский) Василий Яковлевич утонул вместе с машиной(танком). Потом есть данные, что Останки в 56 году перенесены из СЕЛИЩА в Тугриново(последнее не нашел). Но не важно, нам нужно СЕЛИЩЕ у которого 16.10 утонул танк. В другом донесении 17.10.
    Потом в донесении 21-й тбр по офицерам первым проходит замкомбрига майор Сергеев Александр Сергеевич. Смотрим, погиб 19.10.41 у с.ВОЛОДИНО.
    Смотрим карту, на юге Твери находим район им.Крупской, от него дорога вниз, пересекает объездную и чуть ниже и правее Неготино находится Володино.
    Итак, это место боя 19.10. По этой дороге спускаемся вниз до Бурашево, от которого идет дорога на юго-запад до Каменки. Чуть ниже Каменки и есть Селино. Это бои 16.10.
    Вот эти события, которые отображены на снимках, произошли на участке местности от Селино до Володино, между 16 октября и 19 октября.
    Думаю, что место, при желании, можно найти. Кстати и обратить внимание на братскую могилу, но, думаю, это захоронение времен освобождения, чуть позднее. Но все равно проверил бы.

    Немного добавлю.
    В это время(первая и вторая декада октября) 21-я тбр всплывает по ОБД в Севском районе Брянской области. Возможно дубль номера, такое встречалось.

    Далее. По ОБД проходит трижды Журбенко Иван Григорьевич . Сержант. Призван Краматорским РВК Сталинской (Донецкой ныне) обл 11.10.1940г. Командир танка, следовательно, офицерская должность, поэтому проходит по потерям и через ГУК в списке офицеров 21-й тбр. 17 октября попал в плен под Калининым. Проходит по спискам 69 Армии 1-го Белорусского Фронта от 12.06.1945г. как освобожденный из плена.
    Порыл, в Краматорске проживает возможно сын. Можно связаться и переговорить. Может что отец рассказывал.

    Вот не по теме, но интересно.
    http://www.pseudology.org/Gaydar/Gaidar_gibel.htm

    8.02.2010.Тугриново найдено, вопрос в том, что оно не Тугриново, а Тургиново. Мой косяк, невнимательность.
     
  13. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.282
    Спасибо SB:
    23.356
    Отзывы:
    586
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Хочу покаяться, я был неправ.
    Читаем:

    5 сд в итоге 2-х дневных боев к 15.10 оставила южную часть города, понеся потери убитыми и ранеными до 400 человек, отошла за Малые ПЕРЕМЕРКИ, будучи теснима превосходящими силами противника. Части 256 сд перед своим фронтов имели более малочисленного противника и города не оставили, ведя в нем уличные бои, особенно ожесточенные 15.10 у моста через р. ТВЕРЦА, и где отбили несколько атак противника. 15.10 с северной и северо-западной части города 256 сд поддержали прибывшие передовые подразделения 8 тбр (подошедшие с направления ЛИХОСЛАВЛЬ), и во взаимодействии с которыми противник в данное время выбивается из всей северной части города.

    5 сд, поддержанная ротой мотоциклистов, батальоном курсантов курсов младших лейтенантов, батальоном особого полка, с утра 15.10 перешла в наступление. Части дрались хорошо и выбили противника вновь из Малой и Большой Перемерки. В течение 16.10 Большие и Малые Перемерки переходили несколько раз из рук в руки и к 17.10 были заняты частями 5 сд. В ночь с 14 на 15.10 прибыла 21 тбр, которой командармом была поставлена задача: немедленно по окончании выгрузки перейти в наступление на Калинин, развернувшись из-за фланга 5 сд, и атаковать противника с юга и юго-запада, т. е. нанести удар во фланг и тыл противника. Бригада ночью же с 14 на 15.10.41 г. приступила к выполнению задачи, когда ею вдруг был получен приказ от имени командующего фронтом за подписью заместителя начальника Генштаба Красной Армии генерал-майора Голубева совершенно с другой задачей. В результате, намечавшаяся операция, которая, безусловно, увенчалась бы успехом, не состоялась, а бригада в течение суток просидела в обороне. Противник же за эти сутки успел сконцентрировать против 5 сд до мотодивизии, поддержанной танками.

    21-я тбр, имевшая в своем составе танковый полк двух батальонного состава ( батальон танков Т-34 - 29 штук и батальон легких танков - 22 штуки), мотострелковый батальон и разведроту, насчитывающие всего 1200 человек, поступил в распоряжение 30-я армии с 17.10.41 и в боях стала принимать участие после занятия г. Калинин немцами.

    17 октября рано утром танки 21-й ТБР с мотопехотой двинулись с юга по Тургиновскому и Старицкому шоссе на Калинин. По этим дорогам шли фашистские войска 9-й армии, и танкисты с тыла громили резервы врага.
    Затем, совершив удары по противнику в Мигалове и Мамулине, основные силы 21-й танковой бригады в составе 27 танков Т-34 и 8 танков Т-60 прорвал немецкую оборону и устремился по Волоколамскому и Тургиновскому шоссе к городу. Южной окраины Калинина удалось достичь только восьми танкам и лишь один танк Т-34 прорвался в город. Бригада нанесла определенный урон противнику, посеяла панику, но не поддержанная пехотой и с воздуха не смогла выполнить поставленных задач. Значение рейда 21-й танковой бригады огромно, так как она сорвала наступление фашистов на Бежецк и далее на северо-запад. 18 октября войска оперативной группы Н.Ф. Ватутина, а это четыре стрелковые дивизии, две бригады (мотострелковая и танковая), мотоциклетный полк, нанесли одновременно неожиданные удары по врагу и начали громить 1-ю танковую дивизию и 900-ю моторизованную бригаду. За ночь наши войска закрепились и 19 октября отбили все атаки врага. За трое суток войска противника были разгромлены, и их остатки бежали в Калинин.
    18 октября части 133-й стрелковой дивизии и 46-го мотоциклетного полка освободили с. Каликино и несколько деревень северо-западнее Калинина, отрезав тем самым вражескую группировку от города и выйдя ей в тыл.
    19 октября части 8-й танковой бригады освободили с. Марьино, 20 октября части 185-й стрелковой дивизии очистили от врага с. Медное. Это были первые населенные пункты области, освобожденные от немецких войск.

    [​IMG]

    Так что район поиска расширился намного. Но с другой стороны и сузился т.к. мы видим, что группы 17.10 с Тугриново пошли по тылам немцев по шоссе Тугриново-Калинин и от Панигино по шоссе Волоколамск-Калинин.

    Текст полностью здесь:
    http://hwar1941.narod.ru/kali13.htm

    Карты, где смотреть.
    Начало с 17.10. Тугриново. Средина правого обреза карты.
    Панигино - от Тугриново вправо идет на него дорога.
    http://download.maps.vlasenko.net/smtm100/o-36-132.jpg
    Продолжение наступления:
    http://download.maps.vlasenko.net/smtm100/o-36-120.jpg

    Лукин Михаил Алексеевич
    [​IMG]
    ЛУКИН Михаил Алексеевич (1907-41), Герой Сов.Союза (1939), майор, чл. КПСС (с 1938). В Сов. армии с 1925, окончил Рязанское пех. уч-ще, два курса Воен. академии механизации и моторизации РККА (1941). Участник боев на р.Халкин-Гол (1939). В 1941 ком. 21-го танк. полка 21-й отд. танк. бригады. В ходе рейда бригады 17 окт. 1941 из р-на с.Тургинова в направлении Калинина 8 танков полка Л. прорвались к городу и завязали бой на его окраине, танк С.Х.Горобца с боем прошел через Калинин. Л. пал в бою у д.Трояново Калининского р-на (на месте гибели установлена мем. стела), похоронен в братской могиле на пл. Ленина в Твери. Его именем назв. две ул. в Твери (1-я Лукина и 2-я Лукина).

    Агибалов Михаил Павлович
    [​IMG]
    Родился 26 октября (8 ноября) 1911 года в селе Зуевка ныне Нефтегорского района Самарской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. С 1920 года жил в городе Самаре, где окончил 7 классов, школу ФЗУ, работал на самарских предприятиях. С 1930 по 1932 год работал на Сахалине десятником Пильвовского леспромхоза.
    В Красной Армии с 1932 года. Служил красноармейцем в 26-м артиллерийском полку в городе Николаевске-Уссурийском. В 1936 году окончил Ульяновскую бронетанковую школу и был направлен в Забайкальский военный округ на должность командира танкового взвода 1-го танкового батальона 32-й механизированной бригады. В 1938 году назначен помощником начальника штаба 1-го танкового батальона 11-й танковой бригады.
    С 11 мая по 16 сентября 1939 года М. П. Агибалов участвовал в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол.
    Вступив 3 июля 1939 года в командование танковой ротой 1-го танкового батальона (11-я танковая бригада, 1-я армейская группа) старший лейтенант Агибалов М. П. по 30 июля 1939 года личным примером воодушевлял воинов на подвиги, уничтожил несколько огневых точек противника.
    Звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина, старшему лейтенанту Агибалову Михаилу Павловичу присвоено 29 августа 1939 года, — за умелое и твёрдое командование ротой и личный героизм, проявленный в июльских боях. После учреждения знака особого отличия ему вручена медаль «Золотая Звезда» № 129.
    Возвратившись на родину, М. П. Агибалов командовал танковым батальоном, а с декабря 1939 года учился в Военной академии механизации и моторизации РККА.
    С октября 1941 года капитан Агибалов М. П. на фронте. Командовал 1-м танковым батальоном 21-го танкового полка 21-й танковой бригады 30-й армии на Калининском фронте. Погиб смертью храбрых в бою 17 октября 1941 года, в ходе Калининской наступательной операции[4]. Первоначально числился пропавшим без вести[5]. Похоронен в деревне Аксинькино Тверской области.

    Еще инфа.
    Состав 21-й ТБр на момент ее формирования - 21-й ТП, состоящий батальона средних танков (28 танков Т-34-57), батальона легких танков (22 - Т-60 и 10 - БТ), МСБ состоящего: из трех МСР, роты ПТР, батареи противотанковых пушек, зенитной батареи, минометной роты, а также другие подразделения - рота автоматчиков, взводы: разведывательный, медико-санитарный, комендантский, саперный. С 09.10.1941 по 05.11.1941 21-й ТБр командовал полковник Скворцов Борис Михайлович. 17.10.1941 бригада вступила в бой с немецко-фашистскими войсками в районе села Тургиново Калининского района, имея задачу - уничтожить группировку противника в районе г. Калинина. Легкие танки при поддержке мотострелкового батальона наступали по Тургиновскому шоссе, а Т-34 вышли на Волоколамское шоссе и стали продвигаться в направлении Калинина, деревень Пушкино, Прокофьево, Иванцово. Несмотря на отсутствие артиллерийской поддержки и прикрытия с воздуха, 8 танков Т-34 пробились к окраине города Калинини завязали уличные бои, в которых 17-го октября погибли: у д. Трояново - командир 21-го танкового полка Герой Советского Союза майор Лукин Михаил Алексеевич ,1907 г/р, и командир 1-го танкового батальона Герой Советского Союза капитан Агибалов Михаил Павлович, 1911 г/р, который был похоронен в деревне Аксинькино Калининской Области.
    http://artofwar.ru/m/maa/text_0360.shtml
    Т-34-57??? Эту инфу надо проверять, все 28 были с 57мм пушкой или не все.

    В другом месте говорится:
    В ночь с 14-го на 15-е прибыла в распоряжение 30-й армии 21-я танковая бригада. В ней было - 19 танков Т-34-76, с 76-мм пушками, 10 танков Т-34-57, которые имели пушки 57-мм ЗИС-4, а также 5 танков БТ-2, 15 танков БТ-5, БТ-7, 10 танов Т-26. и 4 самоходные артиллерийские установки САУ. Всего, в бригаде было 59 танков.
    Ниже на снимке один из танков 21 тбр(предположительно майора Лукина).
    [​IMG]

    Взято здесь:
    http://smol1941.narod.ru/EPILOG.htm

    [​IMG]

    Обращаю внимание на то, что место(нехарактерное) нанесения бортового номера точно такое, как и на снимках с Лущенко.
     
  14. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.282
    Спасибо SB:
    23.356
    Отзывы:
    586
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Еще материал.

    Когда у черных от дыма, обгорелых, измученных танкистов спросили “откуда вы, ребята?”, Степан Горобец ответил: “С того света!”. И это было правдой…
    В условиях тяжелейших боев за Калинин особое значение приобретал удар по подходящим резервам 9-й немецкой армии, по тылам противника и по городу с юга. 12 октября Г.К.Жуков принял решение о рейде 21-й танковой бригады.
    Она была сформирована во Владимире. В состав бригады вошло немало бывалых танкистов, уже воевавших на Халхин-Голе, в Белоруссии, на Украине и в финскую кампанию. Три Героя Советского Союза в ее состав. Полком командовал майор М.А. Лукин , первым танковым батальоном - капитан М.П. Агибалов и его заместитель - старший лейтенант И.И. Маковский. Командиром 21-й ТБР был назначен полковник Б.М. Скворцов.
    Эшелон танков Т-34 шел из г. Харькова. В состав бригады входили танковый полк (28 “Т-34”, 11 танков “Т-60” и 10 БТ). мотострелковый батальон (700 чел.), рота ПТР, батарея противотанковых пушек (45 и 76 мм), зенитная батарея, рота зенитных крупнокалиберных пулеметов, минометная рота (82 мм), саперный взвод, рота автоматчиков (десант), комендантский взвод и взвод разведки. По существу этобыл мощный танковый “таран”, способный решить многие военные задачи. Бригада должна была прибыть в г. Калинин, разгрузиться и включиться в боевые действия, не допустив захвата города. Но не успела… 14 октября гитлеровцы уже были в Калинине.
    В пути на ст. Новозавидовская (50 км от Калинина) начальник станции предложил в Решетникове разгрузить 5 эшелонов, так как впереди условий для этого уже не было.14 октября танкисты выгрузились из эшелонов. Во второй половине дня пошел густой мокрый снег. Он и “прикрыл” 21-ую ТБР от авиаразведки. Рано утром 15.10.41 г. пришел приказ командующего 16-й армии генерала К. Рокоссовского. Во изменение приказа Жукова бригаде ставились новые задачи: выйти в тыл врага, в район с. Тургиново и 17 октября начать наступление с юга на Калинин по Тургиновскому и Волоколамскому шоссе, нанести удары по резервам и тылам противника. Ворваться в Калинин и совместно с 5-й СД освободить город.
    16 октября 21-я ТБР , преодолев вдоль восточного побережья Московского моря более 10 км в условиях дождливой осени (снегопад, разбитые дороги и мосты, топи, болота), форсировала две реки: Ламу и Шошу. Как это удалось - до сих пор загадка. Здесь была оставлена для обороны рота мотострелков, которые на восточном берегу реки Лама сменили конников Доватора.

    В этот же день, разгромив немецкий гарнизон, бригада заняла с. Тургиново. Штаб расположился в д. Селище. Командир бригады назначил наступление на раннее утро. Дорог был каждый день.

    Бригада начала наступление на Калинин тремя группами. Первая группа командира полка М.А. Лукина ушла на запад к Волоколамскому шоссе в район д. Панигино. “Перерезала” шоссе и двинулась, громя тылы, на север к с. Лушкино. Вторая группа командира батальона М.П. Агибалова наносила удар по с. Пушкино, где был штаб противника. Танкисты М. Агибалова за первые два часа рейда уничтожили 10 танков , до сорока автомашин с пехотой, шесть орудии и несколько тягачей, до 15 автоцистерн с горючим. Третья группа старшего лейтенанта И. Маковского из Тургинова пошла на Калинин по Тургиновскому шоссе, громя тылы и резервы врага

    Снегопад 14 и 15 октября помог нашим танкистам, и все три удара для фашистов явились полной неожиданностью. 21-я ТБР уничтожала на дорогах все, что попадало под гусеницы, включая автомашины с пехотой, снаряжением и вооружением. Десант автоматчиков добивал гитлеровцев и по дороге, и в деревнях. Немцев охватили страх и паника!

    Уничтожив штаб в с. Пушкино и разгромив гарнизон, группы М. Лукина и М. Агибалова на полном ходу двинулись к Калинину. Дорога от Пушкино проходит через вековой еловый лес. Тут танкисты подверглись бомбардировке “юнкерсов”, которых немцы вызвали по радио. Оба наших командира по рации дали команду: “Полный вперед!” И ушли от бомбардировщиков. А танк с бортовым номером 03 (командир ст. сержант С. Горобец) оторвался” от своих и продвинулся далеко вперед.

    Группа И. Маковского на Тургиновском шоссе решительно и смело уничтожала автомашины, мотопехоту, орудия немцев, сбрасывала в кювет тягачи. У д. Покровское танкисты с мотострелками разгромили до батальона фашистов и рванулись на Калинин. Но в районе д. Володино пришлось принять еще бой. Отвоевав д. Володино, танкисты и десант Маковского уже на южной окраине города прорвали оборону, и 8 танков устремились в город. Здесь танкисты вели бои в районе железнодорожного вокзала и уничтожали немцев везде, где встречали. К сожалению, все восемь экипажей погибли в неравном бою.

    А танкисты М. Лукина и М. Агибалова устремились на аэродром Мигалово (к западу от шоссе) и на восток, на аэродром Матулино. И начали “утюжить” самолеты врага на земле. Лишь из Мигалово успели взлететь три самолета. Встретив мощную оборону на окраине города, большая часть танков ушла на восток, по тылам 36 МД и 129 ПД - прорываться в расположение 5-й стрелковой дивизии, которая вела бои на восточной окраине Калинина.

    “Т-34” под номером 03 старшего. сержанта Горобца с аэродрома Мигалово прорвался в город на проспект 50 лет Октября, затем на проспект Ленина и, сокрушая фашистов, на полной скорости (только снег столбом!) - в центр Калинина.

    А в городе к 16 октября уже находились две танковые дивизии, одна пехотная дивизия и моторизованный батальон фашистов, основная часть которых стояла в южной части Калинина.

    Стрелок-радист младший сержант И. Пастушин вспоминал: “Мы раздавили несколько машин с пехотой. Из пулемета я бил по немцам почти до центра города. Командир “всадил” два осколочных снаряда в комендатуру (дом у моста). Из орудия вели огонь по всем целям, какие попадались”.

    Танк забрасывали гранатами, били немецкие артиллеристы. Но машина Горобца, хоть и была подожжена, упорно стремилась уже по Московскому шоссе на восток - к своим! Еще от одного попадания снаряда заклинило пушку. Но танкисты вели огонь из пулемета Немцы поставили на пути свой легкий танк. Механик-водитель Ф. Литовченко успел крикнуть командиру: “Иду на таран! Башня!” Горобец “отвернул” ствол - и тут же удар. От тарана заглох мотор (!). Водитель на минуту потерял сознание. А фашисты уже подбежали, стучали по броне, орали: “Рус! Капут!” Но чудом Ф. Литовченко все же завел двигатель! И танк, набирая скорость, опять пошел на восток.

    На восточной окраине города танкисты “раздавили” немецкую батарею и выскочили уже на нейтральную полосу. И тут танк попал в море огня: сзади и сбоку били фашисты, а с фронта наши, не узнав “Т-34”, тоже открыли огонь. Прорвались они чудом!

    До февраля 1942 г. экипаж С. Горобца воевал в составе 5 СД, штурмовал Калинин и уже в районе г. Ржева совершил еще подвиг. У д. Петельня его танк штурмом взял высоту и увлек за собой пехоту. В этом бою командир танка погиб, все члены экипажа ранены.
    За этот бой Степану Горобцу было присвоено звание Герой Советского Союза. Механик-водитель Ф. Литовченко награжден орденом нина.
    Но это было уже позже. А тогда, нанеся врагу большой урон, сорвав наступление, бригада и сама понесла потери: 11 танков Т-34 (из общего числа 49), 35 человек убитыми и ранеными. Погибли Герои Советского Союза М.А. Лукин (он похоронен в центре г. Калинина) и М. П. Агибалов (в районе д. Напрудное). И все же 17 октября 1941 г., бригада под командованием комиссара Г.И. Закалюкина прорвалась к своим.
    Неожиданный для противника смелый рейд 21-й танковой бригады нанес большой урон резервам врага, психологически надломил противника, парализовал управление частями южной группировки немцев и в итоге сорвал планы наступления. В середине октября 1941 г. был очень дорог не только каждый день, но и каждый час. Рейд 21-й ТБР помог выиграть время, необходимое для организации обороны не только Калинина, но и Москвы
    В центре Калинина была установлена мемориальная доска о легендарном рейде экипажа ст. сержанта С.Х. Горобца.
    Игорь Красяков ТЖ Тверь
    http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=14496

    Хочу обратить внимание, что у сержанта Горобца танк был под номером 3.
    И что он на нем наступал по шоссе Волоколамск-Калинин.

    Еще хочу обратить внимание на командира одной из групп - на ст.лейтенанта Маковского.
    [​IMG]
    МАКОВСКИЙ Иосиф Исакович (10.VII.1918, г. Ельня – 24.ХII.1986, Москва). Герой Советского Союза (21.III.1940 г.). В Красной Армии с 1937 г. Окончил Орловское бронетанковое училище (1939 г.). Участник советско-финляндской войны 1939-40 гг. Танковый взвод 13-й легкой танковой бригады 7-й армии под командованием лейтенанта М. в конце февраля 1940 г. в боях по прорыву линии Маннергейма в районе южнее железнодорожной станции Лейпясуо (Выборгский район Ленинградской области) прорвался 3 танками через минное поле и надолбы и, уничтожив противотанковую батарею врага, вышел к станции, где взорвал склад с боеприпасами. Своими действиями помог бригад овладеть станцией Лейпясуо, перерезав пути снабжения гарнизона с г. Выборгом. М. участвовал в великой Отечественной войне. Командовал танковым батальоном, полком. В 1952 г. окончил Военную академию бронетанковых войск. С 1961 г. полковник М. – в запасе. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

    ----------------------------------------------------------------------------


    По геройскому маршруту легендарного танка

    О рейде 21-й отдельной танковой бригады и танка Т-34 №3 по городу Калинину опубликованы десятки очерков и статей, написаны книги. Однако мне хотелось бы обобщить и несколько уточнить события тех дней, дополнить маршрут прохождения танка Т-34 по нашему городу в октябре 1941 года. Итак, 17 октября 1941 года перед бригадой была поставлена задача совершить глубокий рейд по маршруту Большое Селище–Лебедево, разгромить противника в Кривцово, Никулино, Мамулино, овладеть городом Калинином.
    Танк Т-34 №3 был укомплектован экипажем в таком составе: Степан Горобец – командир танка, Федор Литовченко – механик-водитель, Григорий Коломиец – башнер, Иван Пастушин – стрелок-радист (радиостанции в танке не было). Танки старшего сержанта Горобца и командира взвода Киреева, выйдя на Волоколамское шоссе, шли впереди батальона майора Агибалова с задачей выявлять противника и уничтожать его огневые средства. Колонна Агибалова какое-то время благополучно двигалась за вражеской колонной автомашин с пехотой и бронетехникой. Но вскоре немцы обнаружили, что за ними следуют советские танки.
    По головным машинам начали бить немецкие противотанковые пушки. Подбитый танк Киреева сполз в кювет. Танк Степана Горобца, маневрируя, начал утюжить немецкую батарею, затем прорвался вперед. В деревне Ефремово он вступил в бой с танками противника и автоколонной с пехотой. Экипаж расстреливает немецкие танки, разбивает несколько автомашин, уничтожает пехоту из пулемета. Тройка выходит на шоссе. Путь на Калинин открыт. Колонну наших танков беспрерывно бомбят немецкие «юнкерсы». Экипаж тройки отрывается от колонны более чем на 500 метров, продолжая идти на Калинин. По шоссе на Калинин танк Горобца настигает колонну немецких мотоциклистов и уничтожает ее. При выходе из деревни Лебедево справа обнаруживают немецкий аэродром с самолетами и бензозаправщиками, которых также обстреливают.
    Когда по танку начинают бить зенитные орудия противника, командир танка принимает решение идти на Калинин. И опять встреча с автоколонной с пехотой. Тройка таранит три автомашины, обстреливает пехоту.
    При входе в Калинин на улице Лермонтова танк Горобца поворачивает налево и идет по улице Тракторной, затем по 1-й Залинейной улице. В районе парка Текстильщиков тройка сворачивает вправо под виадук и входит во Двор «Пролетарки». Экипаж видит горящие цеха хлопчатобумажного комбината и завода №510. При подходе к прядильной фабрике Горобец и Федор Литовченко видят, что на них наводится немецкая пушка. Дается команда на уничтожение орудия противника, но всего на доли секунды немцы стреляют раньше, чем орудия тройки. От удара снаряда в танке начинается пожар. Немцы уже предчувствуют победу. Однако героический экипаж продолжает борьбу. Федор Литовченко продолжает вести танк вперед и таранит немецкое орудие. Остальные члены экипажа ведут решительную борьбу с огнем. Задействованы огнетушители, резиновые коврики, телогрейки, рукавицы. Пожар был ликвидирован. Однако пушка танка от удара снаряда была выведена из строя.
    Танк идет по улице Большевиков, затем по правому берегу реки Тьмаки. Справа – женский монастырь (заметил Ф. Литовченко). Булыжная мостовая привела танк к ветхому старенькому мостику. Для 30-тонного танка он слабоват. Командир танка принимает решение – проскочить на левый берег Тьмаки. К счастью, мост выдержал. Машина входит в створ Головинского вала, но выйти на улицу Софьи Перовской танк не может. При подходе к трамвайным путям установлены рельсы, которые глубоко врыты в землю. Горобец советует Литовченко попробовать раскачать и отодвинуть в сторону эту преграду, созданную руками калининцев при подготовке города к обороне. Мощность мотора танка и умелые действия механика-водителя позволили обеспечить проход машине на ул. С. Перовской.
    После пожара танк весь черный, закопченный. Ни звезды, ни номера машины не видно. Немцы на него не обращают внимания. Горобец видит, что им навстречу движется автоколонна ЗИСов и ГАЗиков с пехотой. Об этом с радостью докладывает и Литовченко. Однако командир танка рассмотрел, что машины перекрашены, в их кузовах сидят немецкие солдаты. Горобец дает команду таранить автомашины, а пехоту расстреливать из пулемета. Немцы в панике. Треск, грохот, пехотинцы выпрыгивают из машин. Стрелок-радист Иван Пастушин поливает их огнем из пулемета. Потом местные жители рассказывали, что танк проутюжил всю колонну, не оставив ни одной целой машины.
    Тройка выходит на улицу Советскую. Навстречу идет немецкий танк, что делать? Пушка не работает. Командир дает указание Литовченко идти на таран в борт немецкого танка. Наступает критическая ситуация. Немецкий танк отброшен на тротуар, но и машина Горобца заглохла. Немцы уже на броне. Кричат: «Рус, сдавайся». Горобец просит Литовченко завести танк. После нескольких попыток мотор был запущен. И тут еще радостное сообщение башнера Гриши Коломийца – пушка-то ожила, пушка действует! И фрицев на броне нет.
    С грозным грохотом тридцатьчетверка выходит на площадь Ленина. Бросился в глаза большой флаг со свастикой, висевший над подъездом полукруглого здания. Выстрел, еще выстрел – ни флага, ни часовых не стало видно. Танк продолжает идти вперед. Преодолев груду камней и обойдя опрокинутый трамвай, тридцатьчетверка выходит на центральную улицу, затем по улице Вагжанова к Московскому шоссе (ныне пл. Гагарина). Командир танка обнаруживает замаскированную батарею. Ее орудия развернуты в сторону Москвы. Танк разбивает орудия, разрушает блиндажи, уничтожает немецкие окопы и выходит на Московское шоссе. Через несколько километров по танку начался мощный обстрел практически со всех сторон.
    Машина Горобца только проскочила мимо горящего элеватора, как вдруг на дорогу выбежал красноармеец, замахал шапкой и велел остановиться.
    «Наши!» – вздохнул весь экипаж. Это была 5-я стрелковая дивизия. Чуть позже с экипажем встретился командарм 30-й армии генерал-майор Хоменко. Сердечно поблагодарив танкистов за проявленную смелость, он снял со своего кителя орден Красного Знамени и вручил его старшему сержанту Степану Горобцу.
    Какова же судьба остальных семи танков 21-й танковой бригады, прорвавшихся к городу Калинину?
    Пройдя стену изнурительной бомбежки и оторвавшись от «юнкерсов», они по Волоколамскому шоссе вышли на улицу Лермонтова, повернули вправо и завязали сражение с гитлеровскими войсками на позициях железнодорожной станции Калинин, на аэродроме у железной дороги Москва–Ленинград (ныне микрорайон «Южный», ул. Королева). Это была трудная, смелая, но героическая операция. Бригада понесла большие потери, но враг понес вдвое, втрое больший урон. Особенно героически сражались и погибли экипажи старшины Шпака, лейтенанта Малеева, лейтенанта Воробьева, старшего политрука Гныря. Не дойдя до Калинина, проявив мужество и героизм, погибли Герой Советского Союза командир полка Михаил Алексеевич Лукин , Герой Советского Союза командир батальона Михаил Павлович Агибалов.
    Героический рейд бригады внес достойный вклад в разгром гитлеровцев под Москвой, в срыв операции вермахта «Тайфун».
    P.S. Старший сержант С.Х. Горобец родился в 1913 году в селе Лозоватка (Кировоградская область, Украина). В Вооруженных силах с сентября 1941 года. Звание Герой Советского Союза присвоено 5 мая 1942 года (посмертно). Погиб смертью храбрых 8 февраля 1942 года в районе деревни Петелино (Ржевский район, Тверская область). Похоронен в деревне Братково (Старицкий район, Тверская область).
    Члены экипажа танка Т-34 №3 Федор Литовченко, Григорий Коломиец, Иван Пастушин прошли всю войну.
    Все трое в 1968 году встретились на земле калининской. Неоднократно бывали в нашем городе и позднее. Активно участвовали во встречах с населением города Калинина и Калининской области.

    Владимир МИТРОФАНОВ,
    ветеран труда, подполковник в отставке
    г. Тверь, январь 2008 г.

    ГОРОБЕЦ Степан Христофорович (1913 - 42)
    [​IMG]
    ГОРОБЕЦ Степан Христофорович (1913 - 42), танкист, герой Сов. Союза (1942), мл. лейт. (1942). Родился 1 июля 1913 г. в городе Каменское, ныне город Днепродзержинск Днепропетровской области Украины, в крестьянской семье. В окт. 1941 Г. - ст. сержант, командир танка Т-34 21-й отд. танк. бригады. 17 окт. 1941 в ходе рейда бригады из р-на с. Тургинова в направлении Калинина танк Г. ворвался в город, с боем прошел его и вышел в расположение сов. войск в р-не элеватора (см. Двадцать первая отдельная танковая бригада). 2 февр. 1942 Г. пал смертью храбрых в бою у д. Петелино Ржевского р-на. Похоронен в с. Братково Старицкого р-на.
     
    Duha нравится это.
  15. Offline

    kott900 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 мар 2009
    Сообщения:
    344
    Спасибо SB:
    40
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г вязьма
    Интересы:
    1941-1945
    Прочитал на (Бронесайте)экипаж старшего лейтенанта Колобова на танке КВ-1 19 августа 1941г на Ленинградском направлении в одном бою уничтожили 22 немецких танка. С уважением kott900.
     
  16. Offline

    КРОТ 77 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 янв 2010
    Сообщения:
    154
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Из:
    СМОЛЕНСК
    РЫЦАРСКИЕ ДУЭЛИ НАШИХ 34!!!
    Здесь вам не Париж тут парадным маршем куй пройдешь!!!



    «Техника и оружие» рассказала (N 8, 1996 г.) о том, как сражались советские танкисты в годы. Великой Отечественной войны с экипажами новейших немецких танков вермахта T-VIH «Тигр» и T-VIB «Королевский тигр». А били ли советские танкисты «Пантеры», «Элефанты»?

    Разгар боёв на Курской дуге. Июль 1943-го.
    – Эй, русский, эй, Сашка, ты еще живой? Я думал, что ты сгорел в своем танке... Еще сгоришь. Я буду поджигать тебя, пока тебе не будет могила, – доносился чужой голос из рации.
    Герой Советского Союза Александр Милюков Командир «тридцатьчетверки» старшина Александр Милюков опешил. Что за чушь собачья? А рация продолжала доносить с хрипотцой голос:
    – На твоем колхозном тракторе только в могилу. Ну что выйдешь на нем один на один против моей «Пантеры»? Один на один, по-рыцарски...
    – Ах, это ты, гад, мать твою?!., – чертыхнулся старшина Милюков, поняв, с кем имеет дело. Волну радиостанции его танка отыскал фашист. Да не простой, ас, «хитрющий», как его прозвали в экипаже.
    – Я готов, – Александр перед этим щелкнул тумблером. – Посмотрим чья возьмет, фашист недобитый.
    – Выходи на дуэль сейчас. Только завещание напиши, а то не найдут, твоя страна очень широка, узнал, когда русский учил...
    – Сам о завещании побеспокойся, – уже не говорил, а кричал Милюков, матеря немца, что называется, на чем свет стоит.
    Немец умолк, умолк и Милюков и стал ждать, что скажут члены экипажа. Гитлеровец-то в более выгодных условиях, 76-мм пушка Т-34 не брала лобовую броню «Пантеры», а немецкий танк мог сжечь «тридцатьчетверку» чуть ли не с двух километров, а с тысячи метров уж наверняка.
    Да, дело обстояло так, а не иначе...
    25 ноября 1941 года министерство вооружений и боеприпасов рейха поручает фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN выпустить машину, превосходящую советский средний чудо-танк Т-34 по вооружению и бронированию. Немецкая «тридцатьчетверка» (будущий танк T-V «Пантера») должна была иметь массу 35 тонн, 37-мм пушку с длиной ствола 70 калибров, максимальную скорость передвижения 55 километров в час, бронирование: лоб – 60 и борт – 40 мм. Мощность двигателя – 650...700 лошадиных сил.
    Т-34-76 обр. 1943 г. В мае 1942-го фирмы представили на суд специально созданной комиссии свои проекты. «Даймлер-Бенц» предложила танк, даже внешним видом напоминавший Т-34, с такой же компоновкой агрегатов. Но требование комиссии об установлении на новом танке длинноствольной 75-мм пушки, по существу, отстранило проект немецкой «тридцатьчетверки». Прошел проект фирмы MAN. Первый образец был изготовлен в сентябре 1942 года и подвергся тщательным испытаниям, а в ноябре начался серийный выпуск. Если сегодня, с высоты пройденных лет, оценивать созданный танк, то можно отметить, что он не затмил славу «тридцатьчетверки», но с длинноствольной 75-мм пушкой получился самым добротным в гитлеровских «панцерваффе».
    «Пантеры», подбитые на курской дуге «Пантеры» на советско-германском фронте массированно были применены в июле 1943-го на южном фасе Курской дуги. И в течение полугода экипажам наших танков, в том числе КВ-1 и Т-34, чтобы выиграть дуэль у «Пантеры», приходилось проявлять высочайшее мастерство. Только зимой 1944-го в танковые части начал поступать более мощный танк Т-34-85 (на «тридцатьчетверке» была установлена длинноствольная 85-мм пушка – в башне с увеличенной толщиной брони и она по всем параметрам превзошла «Пантеру»), впоследствии признанный лучшим танком второй мировой. Одновременно на фронт направляется сильнейший танк войны – тяжелый ИС-2.
    А теперь вернемся к факту, с которого начали рассказ.
    Тяжелый танк «Пантера» обр. 1943 г. Итак, командир немецкого танка T-V «Пантера» выходит на волну радиостанции одного Т-34 из танковой бригады Воронежского фронта, называет «тридцатьчетверку» колхозным трактором и предлагает командиру советского танка рыцарскую дуэль – один на один. Наши танкисты принимают вызов.
    Звучит команда «по местам!». «Тридцатьчетверка» Милюкова стрелой, по другому и не скажешь, вылетает на исходную. Велик риск вступить в поединок один на один с экипажем, имеющим на вооружении более мощную пушку. Но когда еще можно встретиться с «хитрющим», расквитаться с ним. Расквитаться было за что. В недавнем бою именно его «Пантера» двумя снарядами прошила «тридцатьчетверку». Экипаж Милюкова ее проворонил, она внезапно выползла из второго эшелона и открыла прицельный огонь. Тогда все чудом остались живы.
    Известно, что за одного битого двух небитых дают. Во втором бою уже ловушку запомнившейся нашим танкистам «Пантере» устроил экипаж Милюкова. Но не тут-то было. Как ни старался командир орудия сержант Семен Брагин, как ни материл его Милюков, снаряды шли мимо. Уворачивался немец, да так ловко, что все поняли – за рычагами «Пантеры» ас. Впрочем, другому не позволили бы постоянно пастись во втором эшелоне, не позволили быть свободным охотником. Заряжающий рядовой Григорий Чумак обозвал немца «хитрющим», и это прозвище закрепилось в экипаже. И вот танкисты вступают с ним в схватку, Милюков нервничал, понимал, что останется в живых и командиром экипажа только при одном условии – если с блеском выиграет поединок. Иначе трибунал, «тридцатьчетверка» сорвалась с боевой позиции без приказа комбата. Проигрыш же вообще сулил верную смерть – живым на этот раз немецкий ас никого не выпустит, после первого попадания положит копеечка в копеечку еще несколько снарядов.
    Успокаивало то, что местность для поединка давала шанс экипажу на успех, она была безлесой, но испещренной балками и оврагами. А «тридцатьчетверка» – это скорость, маневренность, куда там «Пантере» до нее. Машина же Милюкова и вовсе летала до шестидесяти километров в час. В прошлом механик-водитель старшина Милюков выжимал из нее все соки, заводские характеристики превышал почти на треть. Словом, успех в поединке зависел от мастерства двух экипажей. От того, кто первым обнаружит противника, кто первым нанесет прицельный выстрел, кто сумеет вовремя увернуться и от многого, многого другого.
    Главное – любыми способами приблизиться к «Пантере» на дистанцию 300-400 метров, тогда можно огневую дуэль вести на равных. Но немец-то не будет ждать, значит метров 700 метров «тридцатьчетверке» придется идти под его прицельным огнем.
    Гитлеровец выстрелил, сразу после того как экипажи увидели друг друга. Да, он не хотел терять ни метра преимущества из тех семисот, что у него были в запасе. Снаряд вонзился рядом с советским танком. Прибавить скорость? Но «тридцатьчетверка» на каменистом участке давала километров тридцать, не более, и прибавить могла лишь чуть-чуть. Не пролетишь эти семьсот метров, успеет немец смертельно врезать. И Милюков тут же дал по тормозам, снизил скорость. Решил, пусть немец прицелится: Александр «видел» его за броней, «видел», вот сейчас он весь впился в прицел... «Нет, гад, ничего не получится». «Даю скорость! Маневрирую!» – прокричал Милюков. «Тридцатьчетверка» рванулась чуть раньше, может на секунду, прежде чем из ствола «Пантеры» плеснуло пламя. Опоздал немец, снаряд прошел мимо.
    «Вот так-то, фриц, дальнобойная пушка это еще не все». К Милюкову пришла уверенность, он теперь знал, увильнуть от снаряда можно и на открытой местности, можно превзойти в расторопности немецкого аса. А тут еще Николай Лукьянский – он находился на командирском месте:
    – Двенадцать секунд, командир, я засек, двенадцать.
    – Умница Лукьянский, – похвалил Милюков.
    Теперь он знал, что между первым и вторым выстрелом немца двенадцать секунд. Увеличил скорость, проскочить бы еще метров двести ровного поля, метров двести. А Лукьянский считал: «...Семь! Восемь! Девять! Десять! Одиннадцать!..» Милюков тут же, что было силы, рванул на себя оба бортовых фрикциона. Танк вздрогнул и замер. Снаряд перед самым носом вспахал землю. «Посмотрим, чья возьмет!»
    Русский танк то резко тормозил, то резко бросался в одну или другую стороны, и немецкие снаряды шли мимо. Экипаж мастерски использовал каждую ложбинку, холмик для своей защиты. Советская боевая машина неумолимо приближалась к «Пантере». Немецкий ас посылал снаряд за снарядом, но «тридцатьчетверка» была неуязвима, она «росла» в прицеле неестественно быстро. И нервы у немца не выдержали, «Пантера» стала отступать. «Струсил, гад!» – кричал Милюков, – «Даю скорость!»
    Этот снимок «Пантеры» более поздней модификации (Pz.Kpfw V Ausf G) приведен лишь в качестве иллюстрации к бою Александра Милюкова Танк противника пятился назад. В том, что в нем сидел настоящий ас, наши танкисты убедились еще раз. Ни разу немец не подставил борт или корму. И только раз, когда перед отступающей «Пантерой» оказался спуск, она, задрав пушку, на секунду показала днище. Этой секунды и хватило для того, чтобы Семен Брагин влепил бронебойным в ее уязвимое место.
    Немецкий танк охватило пламя, «Пантера» заносчивого немецкого аса горела. Экипаж Милюкова захлебывался от восторга, танкисты кричали, хохотали, ругались.
    Всех их отрезвил голос комбата по рации:
    – Милюков! Дуэлянт хренов, под суд пойдешь.
    Уже после боя отважной четверке скажут, как внимательно за поединком наблюдали с советской и немецкой сторон – за то время не было произведено никем ни одного выстрела, кроме участников дуэли. Наблюдали с тревогой и любопытством – наиредчайший случай рыцарской дуэли в двадцатом веке. Уже после боя Милюков оценил выдержку комбата, его опыт. В момент поединка он не произнес ни слова, понимал – не под руку. Свое недовольство высказал, когда поединок был выигран, и одиножды. Может быть потому, что в душе был доволен, а может оттого, по окончании рыцарской дуэли бой разгорелся уже между подразделениями, и экипаж Милюкова вновь праздновал победу, да какую! «Тридцатьчетверка» встретилась с 3 «Тиграми», сожгла их, а затем раздавила вместе с расчетами несколько артиллерийских орудий...
    А теперь еще раз об участниках суперпоединка.
    Ими были: командир танка старшина Александр Милюков, заменивший в период дуэли механика-водителя, механик-водитель рядовой Николай Лукьяновский, занявший командирское кресло, заряжающий рядовой Григорий Чумак и командир орудия сержант Семен Брагин, выстрел которого и поставил точку в этом необычном состязании.
    Как сложилась их судьба? Семен Брагин и Николай Лукьянский погибли, первый – в день Победы в Кенигсберге, второй – 2 мая в Берлине. О Григории Чумаке автору ничего не известно. Александр Милюков встретил Победу в Германии, остался в живых. Впрочем, о нем чуть подробнее. Он один из тех, кто входит в когорту советских асов-танкистов. Отметим (делая уточнение), что отважный воин уничтожил 6 «Тигров» и одну «Пантеру».
    Родился Александр Милюков в 1923 году в селе Наровчат Пензенской области в крестьянской семье. Окончил 10 классов и школу Гражданского воздушного флота. Но так вышло, что летчиком не стал. На фронт прибыл в 1942-м, попросился в танкисты, механиком-водителем. После того, как его KB подбили, пересел на «тридцатьчетверку», вскоре стал командиром. В феврале 1943-го в боях за Харьков его экипаж одерживает первую победу -уничтожает «Тигра», который по многим параметрам превосходил Т-34. Под тем же Харьковом Александр горел в танке.
    В самый разгар боев на Курской дуге он в остром поединке, как уже знает читатель, сжигает «Пантеру» немецкого аса, а затем еще 3 «Тигра». В 1944-м Милюков оканчивает Саратовское танковое училище. Еще 2 «Тигра» он записывает на свой счет уже в 1945-м, в Германии – под Гольсеном и Дрезденом, будучи младшим лейтенантом, командиром роты 53-й гвардейской танковой бригады (3-я танковая армия, 1-й Украинский фронт). Принимает участие в уличных боях в Берлине. В июне 1945-го за проявленные мужество и героизм удостаивается звания Героя Советского Союза.
    После войны работает на Одесской киностудии. По его сценарию снят захватывающий фильм «Экипаж машины боевой». О самом остром поединке в его жизни – о рыцарской дуэли. На Курской дуге.
    Подбитые «Пантеры» есть на счету многих советских танкистов. Расскажем о наиболее результативном (по данным автора) экипаже.
    16 августа 1944-го в бою у польского поселка Озенблув экипаж танка Т-34-76 младшего лейтенанта М.Климова (механик-водитель П.Гармаш, заряжающий Г.Сенотрусов и стрелок-радист И.Ненашев) вступил в поединок с 5 «Пантерами». Причем «тридцатьчетверке», которой командовал Климов, требовался серьезный ремонт, т. к. его боевая машина прошла с боями от стен Москвы, через Курскую Дугу и дошла до Польши. Двигатель у Т-34 уже работал с перебоями, плохо тянул и сильно дымил. Еще хуже было дело с ходовой частью.
    По приказу командира полка танк Климова занял позицию на северовосточной окраине Озенблува в качестве неподвижной огневой точки, где экипаж должен был замаскировать Т-34 и заняться его ремонтом.
    Только танкисты принялись за ремонт, как поступило донесение о том, что 5 немецких «Пантер» с пехотой неожиданно атаковали наши не успевшие окопаться пехотные подразделения. Экипаж прекратил ремонт и занял свои боевые места в танке. Как только появились «Пантеры», «тридцатьчетверка» открыла огонь. Двумя снарядами Климову удалось поджечь первую «Пантеру». Затем загорелась еще одна, но от огня других немецких танков маскировка слетела с «тридцатьчетверки». Она стала видна, как на ладони. Экипаж все же успел поджечь еще одну «Пантеру», но тут же сильный удар потряс и машину Климова. Немецкий снаряд попал в правую гусеницу и разбил ее. Еще одно попадание в топливные баки и над «тридцатьчетверкой» взметнулось пламя. Немцы, подумав, что с русским танком покончено, двинулись вперед. Вдруг, объятый пламенем Т-34, ожил и метким выстрелом поразил еще одну «Пантеру».
    Итог поединка – четыре уничтоженных новейших немецких танка.

    * * *

    Одновременно с «Тиграми» и «Пантерами» , как уже отмечалось, в июле 1943-го года на северном фасе Курского выступа в бой вступили немецкие САУ – истребители танков «Элефант» («Слон», первоначально назывались «Фердинанд» в честь конструктора Фердинанда Порше). Они участвовали также в осенних боях на правобережной Украине – под Никополем и в районе Житомира. Вооруженные 88-мм пушкой, САУ бронебойными и подкалиберными снарядами пробивали соответственно 180-мм и 200-мм броню с дистанции 1000 метров и зарекомендовали себя опасным противником танков. Однако самоходок «Элефант» было выпущено мало – 90 штук и сильно повлиять на ход боевых действий они, конечно, не могли. Тем более «Элефанты» имели множество конструктивных недостатков. А теперь об асах.
    В период битвы на Курской Дуге «Красная звезда» сообщила о том, что на курско-орловском направлении командир танка Т-34 лейтенант Алексей Ерохин уничтожил 6 немецких тяжелых самоходных орудий «Фердинанд», причем за два дня. Как это случилось?
    Лейтенант Алексей Ерохин Когда немцы начали наступление, рота под командованием лейтенанта Чернеги выдвигалась для занятия исходных позиций. «Тридцатьчетверка» лейтенанта Ерохина шла впереди батальона – в головной походной заставе. Внезапно возле неё начали ложиться снаряды. Экипаж понял, что по танку ведется огонь прямой наводкой. Ерохин тут же завел Т-34 в кустарник, поднялся на башню и впереди, километрах в полутора, увидел выползающую из-за холма немецкую машину. «Танк – не танк, здоровая какая-то коробка, – делился потом своими воспоминаниями Алексей Ерохин. – Мощная, чувствовалось по тому, как летели снаряды».
    Экипаж прикинул расстояние до невиданней доселе немецкой боевой машины. Примерно, 1400 метров – бить можно. Советские танкисты открыли огонь. Выстрел, еще выстрел... Три снаряда «влепил» в лоб «Элефанту» командир «тридцатьчетверки». Как оказалось, три «бесполезных» снаряда. Затем сманеврировал и всадил еще два снаряда, от которых она загорелась.
    А теперь предоставим слово самому Ерохину, такая возможность есть.
    «После того, как мощная немецкая машина загорелась, – впоминал он, – батальон начал развертываться, занимая слева и справа заранее намеченные позиции для поддержки пехоты в случае атаки немцев. Вскоре правее хорошо видного нам дымного столба (горел подожженный «Элефант») показалось еще несколько невиданных немецких машин. Первая из них выскочила на высотку. Мы сразу же дали по ней залп всей ротой, и она, подбитая, остановилась. Остальные развернулись фронтом, и с места открыли огонь по нам. Спросив разрешения у командира, я повел танк влево, маскируясь кустами и холмами, пробуя зайти немцам во фланг. Это мне удалось. Я высунулся из-за высотки, тщательно пригляделся, проверил прицел и один за другим дал пять снарядов по ближайшему немецкому танку. На пятом снаряде он задымил. Другие танки, пятясь, начали отползать назад, потому что башни у них не вращались, и мой заход во фланг поставил их в невыгодное положение. Если развернуться и стрелять по мне, подставишь свои борты остальным нашим танкам, если же оставаться в прежней позиции, то борты остаются открытыми для меня. Потому они и начали отходить. Вскоре начало темнеть, атака у немцев сорвалась».
    Тяжелый танк Pz.Kpfw V Ausf D «Пантера» обр. 1943 г. (в отечественной литературе обычно обозначается как T-V) К ночи бой затих, советские танки остались на своих позициях. Тогда лейтенант Ерохин с одним из членов экипажа решил поближе познакомиться с машиной, что он подбил. Добрались до нее и увидели: в ее броню, выше ходовой части, врезались четыре их снаряда и сделали большие язвы. Насквозь не пробили, потому что дистанция была 1400 метров. А машина все-таки сгорела. Почему? Причину обнаружили, когда через круглый задний люк влезли внутрь. Как раз в том месте, куда бил снарядами Ерохин, находились дополнительные бензиновые баки. От страшных ударов, от детонации бензин взорвался, и «Фердинанд» сгорел, даже не будучи пробит насквозь. Словом, лейтенант Ерохин нашел слабое место в «Элефанте» – дополнительные бензиновые баки, Затем понял, что в лоб его танковым снарядом не возьмешь. А вот борт продырявить с близкой дистанции можно, если же дистанция велика, то все равно надо бить по бортам напротив этих баков, и тогда «песенка» того «Фердинанда» будет спета.
    Эти выводы пригодились, когда утром опять разгорелся бой. В нем лейтенант Алексей Ерохин увеличил счет уничтоженным немецким САУ. Причем он выиграл поединок у одного из немецких асов, побил «Фердинанда», в котором сидел, видимо, опытный немец. Перед этим тот с первого выстрела сжег легкий советский танк, а затем подбил «тридцатьчетверку». Третьего выстрела Ерохин сделать ему не дал. За короткое время выпустил несколько снарядов, из которых, как потом выяснилось, большинство достигло цели. После второго попадания «Фердинанд» замолчал, а после четвертого из верхнего люка начали выскакивать танкисты. Командир «тридцатьчетверки» решил довести дело до конца, продолжал бить по немецкой машине, пока она не задымилась и не стала гореть.
    Немецкая тяжелая САУ-истребитель танков «Элефант» Шесть тяжелых самоходных установок «Элефант», повторюсь, уничтожил лейтенант Алексей Ерохин.
    В 30-м Уральском Добровольческом танковом корпусе в годы Великой Отечественной войны была известна фамилия лейтенанта Чучука из 197-й Свердловской танковой бригады. В начале сентября 1943-го, участвуя в танковой разведке у станции Брасово Брянской области, он подбил из своей «тридцатьчетверки» три самоходки. А 7 сентября 1943 года, уже командуя танковым взводом, опять в разведке в том же районе Брянской области у села Красный Колодезь вывел из строя еще три гробовидных самоходных орудия. Удалось это только благодаря личному высокому мастерству и умелому командованию танковым взводом. Первый «Фердинанд» был уничтожен, когда выходил на дорогу неподалеку от окраины деревни. Чучук открыл огонь первым. А затем он использовал огневую схватку двух своих танков, посланных к деревне другим путем, с пятью «Фердинандами». Т-34 лейтенанта Чучука во время дуэли зашел в тыл вражеским самоходкам и с расстояния 40 метров сжег две из них.
    Получается, что из 90 выпущенных в Германии «Элефантов» 12 уничтожили экипажи двух «тридцатьчетверок» с 76-мм орудиями. Так это или иначе – сейчас проверить трудно. Доверимся в первом случае сообщению военных корреспондентов непосредственно с фронта, а во втором – ветеранам 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса, описавших подвиг экипажа Чучука под Брасово и Красным Колодезем. Да, «Фердинанды», повторюсь, со своими длинноствольными 88-мм орудиями были опасным противником для советских танкистов. Что ж, тем больше слава лейтенантов Ерохина и Чучука.
    ... Итак, 15 танковых экипажей, те, о ком рассказано в очерках, уничтожили в боях 71 сильнейшую гитлеровскую машину, из них – 49 T-VIH «Тигр», 3 T-VIB «Королевский тигр», 7 T-VG «Пантера» и 12 истребителей танков «Элефант». Удивительный результат. Пятнадцать экипажей уничтожили почти танковую дивизию вермахта образца 1945 года. А ведь, как представляется, экипаж выполнил бы свою задачу, миссию в годы Великой Отечественной войны, если сжег хотя бы один новейший немецкий танк. Были мастера, были профессионалы в рядах Советской Армии.
     
  17. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.095
    Спасибо SB:
    320
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Ну насчет Пантеры - явный загиб. Во-первых, даже не все иностранцы его тяжелым зовут. "Техника и оружие" в этом плане далеко вперед шагнуло. Во вторых расстреливать наши 34-ки мог с 2-х километро ТИГР. ДЛя Пантеры это была мечта. Которую техники`и`оруженцы пытаются выставить как реальность.
    Если память не подводит, у Пантеры против 34-76 был чуть-чуть длиннее ствол и получше оптика. То есть один на один она имела немного лучшие шансы. Но лишь немного. Если у нас экпиаж не новичок, он расстреляет Пантеру беглым огнем бронебойными. даже одно попадение болванкой может вызвать заклинивание башни ,после чего бери Пантеру теплой. Посидите на месте механика-водителя, когда тебе в лоб сажают постоянно. С ума сойдешь. Да и броня у Пантеры весьма умеренная, нескольких попаданий лоб однозначно не выдержал.
    Короче, 34-76 против Пантеры имел хорошие шансы. Это против ТИгра он часто слаб был, если не успевал пробиться поближе.
    Ну и Милюков тоже верную тактику избрал, только немец против него не больно опытный был (или неправильно знал данные своей и нашей машин). На задней передаче Пантера весьма сильно проигрывает даже среднему ходу 34-ки, поэтому как только она начала задом сдавать, фактически, была обречена.

    По танку номер 4...у меня сложилось впечатление, что извлекают из него либо тяжелораненного, либо труп нашего танкиста. По крайней мере, верхняя одиночная фота именно такое впечатление производит. А на раскадровке на разберешь деталей. Кроме того, не совсем понятно с самим тараном...Посмотрите на переднюю часть 34-ки, она практически не повреждена...надкрылки только загнуты, да и то может он их раньше потерял...а на одной фоте вообще явно виден снег, хотя на других дело летом...гансы без шинелей, хотя уже середина октября (если это действительно под Калининым) Как-то тут намешано, мне кажется...
     
  18. Offline

    КРОТ 77 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 янв 2010
    Сообщения:
    154
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Из:
    СМОЛЕНСК
    а на одной фоте вообще явно виден снег
    Вы про фото где 34 с помятой пушкой?
    Это не снег,а зола от абгаревший резины с катков. ;)
     
  19. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    Цитата(Шмяк @ 11 Февраля 2010, 15:36)
    По танку номер 4...у меня сложилось впечатление, что извлекают из него либо тяжелораненного, либо труп нашего танкиста. По крайней мере, верхняя одиночная фота именно такое впечатление производит.

    если вы про то что на лбу у танкиста пятно, то это всего лишь грязь на фото, т.к. есть еще такая фото где все нормально.








    Нашел в сети - т34 в провинции Панджшер Афганистан, 2000е годы

    [​IMG]
     
  20. Offline

    Makss Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 май 2009
    Сообщения:
    2.063
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    А! Каков кадр! Какова динамика, композиция, мощь в конце концов!

    [​IMG]

    март 1944-го. Украина.
    "Ещё немного, ещё чуть-чуть..." Машину на втором плане узнали?
     

Поделиться этой страницей