Углич — город в России, административный центр Угличского района Ярославской области, в XIII—XVI вв. центр Углицкого княжества. Население — 32 146 чел. (2017). Город расположен на реке Волге (Угличское водохранилище) в 200 км к северо-востоку от Москвы и в 97 км к западу от Ярославля. Туристический центр на «Золотом кольце». Является городом областного значения, при этом в рамках Угличского муниципального района образует муниципальное образование Углич со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в составе последнего. Название получил, по всей вероятности, оттого, что Волга здесь делает угол. Кроме того, существует две менее вероятные версии: оттого, что в этом месте выжигали угли, и оттого, что сюда, исключительно согласно данной гипотезе, был переселён народ «уличи» с реки Углы, притока Днепра. По данным археологических изысканий, поселение на месте угличского кремля существовало приблизительно с начала нашей эры с небольшим перерывом в районе V—VI веков. Местная летописная традиция приписывает основание города Угличе поле Яну Плесковитичу, то есть «псковичу», родственнику княгини Ольги. В очень поздних и недостоверных местных источниках называется несколько дат (937, 947, 952 и другие годы), которые могли бы считаться моментом возникновения города. Традиционно выбирается 937 год. Вплоть до XIX века в городе существовала местность (ныне застроенная), носившая название «Яново поле». Археологические раскопки подтверждают присутствие скандинавской феодализирующейся знати в середине X века. Первое упоминание Углича в летописных источниках относится к 1148 году. Под этим годом летописец, описывая поход великого князя киевского Изяслава Мстиславича, действовавшего в союзе с Ростиславом Смоленским и новгородцами, на князя суздальского Юрия Долгорукого, говорит Придоста к Кснятину и начаста городы его [Юрия] жечи и села… обаполь Волгы и поидоста оттоле на Углече поле, и оттуда на устье Мологи. В. А. Кучкин относит описываемые события к началу 1149 года и отмечает, что союзники взяли было шесть суздальских городов на Волге (Мологу, Угличе поле, Кснятин и три неназванных города, предположительно — Дубну, Шошу и Тверь), но ушли восвояси из-за начавшейся распутицы (заметим, что в первые десятилетия своего существования Углич обычно упоминался под названием «Угличе поле»). С 1218 года Углич являлся главным городом небольшого Угличского удельного княжества. Углич упомянут вместе с Ярославлем в найденной в 1952 году берестяной грамоте № 69, которую В. Л. Янин датирует 80-ми годами XIII века. В 1238 году был Углич дотла сожжён монголо-татарами, но уже при князе Романе (1261—1285 гг.) в городе велось большое строительство. В 1328 году князь Иван Данилович Калита присоединил город к Москве. В период острого соперничества Москвы с Тверью за великокняжеский стол войска тверского князя Михаила дважды осаждали пограничный Углич. В 1371 году город был взят и сожжён. В том же году митрополитом всея Руси Алексием был основан Успенский (позднее Алексеевский) монастырь. Московский князь Дмитрий Донской в 1375 году укрепил город, заново выстроив крепость. В 1380 году угличская дружина во главе со своим князем сражалась на Куликовом поле. В начале XIV века права на княжество были проданы московскому князю и в дальнейшем оно выделялось в удел различным младшим князьям. 1462—1492 годах здесь княжил Андрей Большой. Во время его правления город вырос, было построено несколько каменных зданий, а именно — собор (перестроен в 1713 году), Покровский монастырь (разрушен во время строительства Угличской ГЭС), и палаты удельных князей из красного кирпича (сохранилась парадная часть). В 1492 году угличский князь был схвачен своим братом Иваном III Васильевичем и заключён вместе с двумя сыновьями в один из переславских монастырей, где вскоре и умер. Большой пожар, случившийся в это время, довершил упадок города. Около 1468 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках "Хожение за три моря". Во время правления Ивана Грозного город был передан его младшему брату, Юрию. Зимой 1550—1551 годов в лесах под Угличем была построена деревянная крепость, которую в разобранном виде переправили по Волге под осажденную Казань. Эта крепость послужила основанием города Свияжска. В 1565 году, когда царь Иван Васильевич разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней. После смерти Ивана Грозного в 1584 году его младший сын Дмитрий был отправлен с матерью в Углич. Наиболее известное событие истории города произошло 15 мая 1591 года, когда восьмилетний мальчик был найден мёртвым с перерезанным горлом во дворе дворца. В смерти Дмитрия подозревали Бориса Годунова, который имел виды на царство. Угличане убили государственных дьяков Битяговского и Качалова, посчитав их виновными, разрушили приказную избу. За это в Угличе казнили около 200 человек и колокол, созвавший горожан на восстание — ему отрезали язык и ухо и сослали в Сибирь (одним из первых; висел в Тобольском кремле, в настоящее время находится в Угличе). Мать царевича насильно постригли в монахини. Подробнее об этих событиях см. Угличское дело. В 1601 году Углич с окрестностями был пожалован принцу Густаву, неудавшемуся жениху Ксении Годуновой. До разорения поляками во время Смуты, Углич, по словам летописцев, занимал пространство до 25 вёрст в окружности, имел 3 собора, 150 приходов и церквей, 12 монастырей, до 17 000 тяглых дворов и около 40 000 жителей. О разорении Углича Яном Сапегою в «Супоньевской летописи» говорится: Зде умыслих изчести всех убиенных окаянными папистами: во граде бысть убито разного звания 20 000 человек; священников, диаконов и церковнослужителей, по исчислении церквей, до 500 человек; сожжено и истреблено 10 мужских монастырей и 2 женских, а в оных 2 архимандрита, 8 игуменов и 2 игуменьи, монахов 500, дев чистых и жен более 500. Церквей разорено и сожжено 150, мирских домов до 12 000. Всего же, по исчислению убиенных, повешенных, потопленных и прочими смертями умученных, всякого звания, пола и возраста до 40 000, им же всем за веру Христову умершим подаст Господь вечную память и покой. По замечанию местного историка Ф. Кисселя, в летописи говорится не об одном только городе, а считаются церкви и жители во всём Угличском уезде. После разорения Углич поправлялся крайне медленно, страдая от сильных пожаров и от моровой язвы. За восстановление Углича взялся царь Михаил Романов: ввёл налоговые льготы, наделил угодьями разрушенные монастыри, даровал городу самоуправление. Кстати, мать этого первого царя династии Романовых, боярыня Ксения Шестова, по одной из альтернативных версий, родилась и выросла именно в Угличе. В 1628 году в память о погибших угличанах от польско-литовских интервентов был построен храм Успения Пресвятой Богородицы Алексеевского монастыря. По писцовым книгам (1674), Углич разделялся на 3 части: крепость, или княжий город, земляной, или собственно город и стрелецкие слободы. Крепость была рубленая в 2 стены из тёсаного соснового леса, покрыта тёсом; около стены был ров, глубиной в 8 саженей и такой же ширины. В 1674—1677 годах был отстроен в камне Воскресенский монастырь, в 1681 году храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1690 году был построен храм Рождества Иоанна Предтечи, из-за которого через 2,5 века переносили место Угличской ГЭС. В 1692 году выстроен в камне на месте деревянной церкви храм Димитрия на крови. В XVII веке угличские ремесленники, помимо прочего, варили селитру и доставляли её в Пушечный приказ в Москве. После неудачного Нарвского сражения для литья новых пушек из Углича вывезли колокола общим весом 350 с лишним пудов (около 5,8 тонн). Каменное строительство в Угличе, как и во всех городах России, приостановилось на время возведения Петербурга. В 1719—1775 годах Углич был центром Углицкой провинции, в связи с чем был утвержден герб, «сочинённый» в герольд-конторе, основанной Петром I, и присвоенный городу 31 августа 1778 года. Описание герба: «В червленом поле образ убиенного царевича Дмитрия Иоанновича». Герб Угличской провинции (1730) В 1777 году назначен уездным городом Ярославского наместничества, переименованного в 1796 году в губернию. К концу XIX века Углич пришёл в упадок, поскольку отсутствие железных дорог мешало реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции, а Калязин и Кашин, в которых железная дорога была построена в 1890-е годы, оказались в более выгодном экономическом положении. На рубеже XVIII—XIX веков Углич лишился своих оборонительных сооружений, ставших функционально ненужными. Разобрали обветшавшую кремлёвскую крепость, а позднее срыли земляной вал, защищавший посад. В это же время на центральных улицах города было построено немало каменных домов по «образцовым» проектам в стиле классицизм. Эти замечательные образцы классицистической российской архитектуры сохранились в Угличе зачастую без изменений и во многом определяют облик городской застройки старого города. 1. Преображенский собор. 1а. Богоявленский собор. 2. Дворец царевича Димитрия 3. Церковь царевича Димитрия «на крови» 4. Церковь Флоровская. 5. Церковь Благовещенская. 6. Церковь Корсунская. 7. Церковь Филипповская. 8. Церковь Вознесенская. 9. Александровская часовня. 10. Церковь успенская. 11. Церковь Казанская. 12. Церковь Предтечевская. 13. Церковь Воскресенская. 14. Церковь Пятницская. 15. Церковь Николопесоцкая. 16. Церковь Петропавловская. 17. Церковь Ильинская. 18. Богоявленский женский монастырь. 19. Церковь Селунская. 20. Алексеевский монастырь. 21. Церковь Петуховская. 22. Церковь Василия Великого. 23. Церковь Сухопрудская. 24. Церковь царевича Димитрия на кладбище. 25. Церковь Воскресенская на кладбище. 26. Церковь Леонтьевская. 27. Церковь Введенская. 28. Церковь Всехсвятская. Однажды, пасмурным вечером в конце августа 1858 года здесь готовился ступить на пристань знаменитый француз Александр Дюма. Писатель путешествовал пароходом до Астрахани, может быть, искал новые темы: …Я поднял голову и увидел на горизонте целый лес колоколен… Исторические воспоминания влекли меня в Углич; я хотел увидеть дворец малолетнего царевича, каким он был в пору его гибели. Я хотел увидеть реликвии, сохранившиеся от этого предпоследнего потомка Рюриковичей. Развивается в городе интерес к истории, к искусству, в конце XIX века был открыт музей древностей, библиотека, было основано театральное общество. Очень многое сделали для города угличские купцы, не только финансировавшие эти начинания, но и принимавшие в них живейшее участие. Многое сделал для драматического кружка брат Антона Чехова Михаил, здесь нередко бывали видные деятели культуры и искусства: М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Островский, В. Жуковский, И. Суриков, И. Грабарь, Н. Рерих и многие другие писатели, художники, артисты, историки. Панорамный снимок правобережной части Углича, составленный из двух фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского, выполненных летом (июнь или начало июля) 1910 года. 1. Церковь Корсунския Божия Матери (1730) 2. Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1714 – летняя 1779 – зимняя. 3. Церковь Воскресения Христова, называемая Флоровскою (1762) 4. Колокольня церкви Воскресения Христова. 5. Церковь Святого царевича Димитрия, что на крови (Ружная). (1692) 6. Спасо-Преображенский собор. (1713) 7. Колокольня Спасо-Преображенского собора. 8. Богоявленский зимний собор. (1827) 9. Церковь Вознесения Господня (1742) 10. Церковь Святого Иоанна Предтечи. (1700) 11. Церковь Казанския Божия Матери. (1778) 12. Церковь Рождества Христова, называемая Филипповскою. (1801) 13. Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня (Димитрия Солунского). (1775) 14. Церковь Успения Пресвятыя Богородицы. (1799) 15. Ансамбль Воскресенского монастыря (1674-1677) 16. Колокольня Алексеевского монастыря. 17. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. (1681) 18. Церковь Успенская «Дивная». (1628) 19. Церковь Святого Пророка Илии. (1748) 20. Церковь во имя Святые Великомученицы Параскевы. (1764) 21. Церковь Святого Василия Великого. (1733) 22. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла. (1735) 23. Богоявленский Собор. (1853) 24. Церковь иконы «Достойно есть». 25. Церковь Федоровская. (1818) 26. Церковь Смоленская. (1700) 27. Церковь Святыя Живоначальныя Троицы‚ именуемая Николопесоцкою. (1761) 28. Церковь Святителя и Чудотворца Николая, что на сухом пруде (зимняя). (1858) Советская власть была установлена в Угличе 12 декабря 1917 года, а весной 1921 года облик города был изменен большим пожаром. Городская газета сообщала: «21 апреля злой волей врагов трудящихся город в центральной наилучшей своей части был одновременно подожжён в трёх пунктах и через короткое время благодаря обилию сухого горючего материала весь центр города представлял собой сплошное стихийное море огня. Никакие сверхчеловеческие силы не были в состоянии противостоять воистину стихийной силе пожара…» В 1939 году создано Угличское водохранилище. В 1940 году построена тупиковая железнодорожная линия Калязин — Углич. В 1935—1950 годах построена Угличская ГЭС. В 1941 году Углич был объявлен прифронтовым городом, когда немецкие войска подошли к Калинину (ныне Тверь). В Углич эвакуировали детей блокадного Ленинграда, для чего был создан детский дом № 90, директором которого стала угличанка Капустина Надежда Мартыновна. Шефскую помощь детскому дому оказывал часовой завод. Панорама, вид снизу по Волге Общий вид города Углич Успенская площадь. Центр города Вид на Кремль Вид на кремль Западная сторона в половодье Окрестности Углича. Село Спасское Пароходная пристань Вид на Главные ворота с надвратной Троицкой церковью Николо-Улейменского монастыря Алексеевский монастырь Вид на церковь Успения Божией Матери (Дивная) в Алексеевском монастыре Открытие городской публичной библиотеки. 1897 Рынок на площади и Филипповская церковь Церковь Леонтия Ростовского Общий вид Преображенского собора и дворца Дмитрия Окрестности Углича. Масленица в Заозерье Окрестности Углича Окрестности Углича Окрестности Углича. Деревенский праздник Окрестности Углича. Деревенский праздник Окрестности Углича. Пожарная часть в Заозерье
Я был в Угличе, когда в юности занимался в КЮМРП (Клуб Юных Моряков, Речников и Полярников). Мы ходили на трех кораблях через канал на Волгу. Запомнился дворец, где царевича убили и баня... Вот я на крыльце дворца
Угличский кремль, расположенный на высоком берегу Волги, — это Княжеские палаты, церковь Царевича Димитрия на Крови, Спасо-Преображенский собор, колокольня Спасо-Преображенского собора, Богоявленский зимний собор и здание Городской думы (Дом градоначальника). Уникальность композиции в том, что она представляет разные эпохи русской истории и культуры, объединенные общей биографией, легендами и загадками. Попадая сюда, мы словно путешествуем во времени. История Угличского кремля. Старейшее в этом кремлёвском ансамбле — здание княжеских палат: чудом уцелевшая часть когда-то большого дворца, построенного в период княжества Андрея Большого, в 1481 году. Во времена польской интервенции дворец сгорел, а палаты сохранились. Это одно из первых известных жилых гражданских зданий, дошедших до наших дней (наряду с Грановитой палатой в Москве и Владычными палатами в Новгороде). Надо сказать, что во время строительства Спасо-Преображенского собора палаты хотели разобрать и кирпич пустить на новое строительство, но с рабочими вдруг начали происходить необъяснимые вещи. Очевидцы вспоминают, что какая-то неведомая сила раз за разом сбрасывала мастеров с крыльца и не давала им даже приступить к разбору здания. В итоге испуганные горожане оставили его в покое, позднее оно было отреставрировано силами местного купечества. В XVIII–XIX веках были обновлены внутренние интерьеры, появились печи с изразцами и роспись. А наружные керамические плиты и балясины на внешних фасадах палат, которые придают им неповторимый нарядный вид, датируются XV веком. Говорят, что есть некий подземный ход, который ведёт из дворца на другой берег Волги. Якобы в нём спрятано от поляков несметное богатство. Раскопки, начавшиеся в XIX веке, никаких результатов не дали: были найдены лишь метровые остатки кирпичных стен с густым слоем копоти. Второе по старшинству здание кремлевского ансамбля — церковь Царевича Димитрия на Крови, построенная на месте гибели последнего сына Ивана Грозного. Это убийство до сих пор является одной из главных исторических загадок. Была ли смерть результатом интриг, или местью, или несчастным случаем — версий много, но веских доказательств нет, есть лишь факты: 15 мая 1591 года восьмилетний мальчик был найден мёртвым, с перерезанным горлом. Вскоре на этом месте была поставлена часовня, а затем возведён деревянный храм. Говорят, что в алтаре того, первого, храма было отгорожено место, где нашли «невинно убиенного», и каждый год в день смерти на этом самом месте выступали пятна крови. Строительство нынешнего храма было начато в 1677-м и продолжалось 15 лет. Заслуживает особого внимания внутренняя роспись. Её центральный сюжет — своеобразный рассказ об убийстве царевича. Художник, работавший над росписью, шаг за шагом воспроизвёл трагические события, начиная с момента, когда царевич вышел на прогулку, и заканчивая сценами убийства, восстания народа и перевоза тела царевича в Москву. Любопытная художественная композиция находится и в трапезной — полностью обнажённые Адам и Ева, что было нонсенсом для того времени вообще и для святого места в частности. В 1700 году началось возведение нового здания Спасо-Преображенского собора. Первый собор на этом месте был построен в 1249 году, потом его сменила более совершенная каменная версия. В 1611 году, во время «польского разорения», в город ворвались поляки и все жители Углича укрылись в соборе, полагая, что святые стены остановят неприятеля. Надежда на милость была напрасной: поляки уничтожили всех, кто был внутри, а сам собор сожгли. В огне были утрачены все росписи и иконы. После того как жизнь города вошла в мирное русло, первым делом восстановили собор и сделали новую роспись, но со временем внутренняя отделка стала трескаться и стены потеряли вид. Жители Углича отличались особенным почитанием святынь. Летописцы отмечали, что эта набожность порой принимала неожиданные формы. «К набожности относится милостыня. Почти в каждом доме лежит изрезанный довольно на мелкие части хлеб и ожидает сотни нищих, коих, особенно в субботу, тысячи — не ходят, а бегают от окошка к окошку, — писал в своей книге в 1841 году историк Федор Киссель. — Священное обыкновение угличан раздавать милостыню привлекло, избаловало, так сказать, сделало нищими все деревни и посады вокруг города на двенадцать вёрст». Понятно, почему для жителей Углича было делом чести выстроить новый, достойный города храм. Его архитектура и внешняя отделка довольно характерны. Внутренний интерьер уникален: красивейшие росписи, изящные капители, закругления арок, мраморные колонны, резной иконостас огромных размеров, белокаменный резной портал над главным входом. В центральной храмовой композиции нетрудно угадать копию известной картины Рафаэля «Преображение». Колокольня Спасо-Преображенского собора тоже была возведена заново. Её начали строить в эпоху Петра I, в 1730 году, именно на месте той самой колокольни, с которой «вдовый поп Федот Огурец» звонил, оповещая всех об убийстве царевича. По городу тогда прокатилась волна карательных мер, и они коснулись не только горожан различного ранга, но и некоторых частей самой колокольни. Более 200 человек были казнены, а колокол отправлен в ссылку (отрезать ему ухо и язык и сослать в Сибирь — такая была кара). Колокол долго пребывал в Тобольском кремле и лишь спустя 300 лет, в 1892-м, вернулся обратно в Углич. Теперь он находится в церкви Царевича Димитрия. https://cont.ws/@adeptdao/986387
Мне во дворце запомнились тяжелые своды и платье, по словам экскурсовода, самой Марии Нагой. Очень мне понравилось тогда. Расшитое золотом... В приступе эпилепсии упал на игрушку. И надо же, прям в шею попал...
Усадебный дом в Григорьевском 1975-1983 гг. Дом Переславцевых 1975-1983 гг. Дом Ожгихиных 1975-1980 гг. Дом Ожгихиных 1975-1983 гг. В 2016 году дом выставлен на продажу за 10 млн. руб. https://pastvu.com/p/531876 Дом 27 по улице Карла Либкнехта 1975-1983 гг. Дом Буториных 1975-1983 гг. Дом Истоминых Построен по образцовому проекту В.П. Стасова 1975-1983 гг. Дом Овсянниковых Постройка середины XVIII века 1975-1983 гг. Дом Завьяловых 1975-1983 гг. Зимин двор 1975-1983 гг. Здание пожарной части 1980-1983 гг.
Спасо-Преображенский собор и церковь Царевича Димитрия на Крови 1960-1966 гг. https://pastvu.com/p/160754 Спасо-Преображенский собор 1965-1966 гг. https://pastvu.com/p/160752 Воскресенский мужской монастырь 1920-1941 гг. https://pastvu.com/p/162402
Богоявленский монастырь, 1903 год Центральная улица, 1900 год Церковь царевича Дмитрия Палаты удельных князей Панорама города, 1895-е годы Панорама города, 1895-е годы Пристань на реке Волга
Вид на Торговую площадь 1900-1910 гг. Перевоз 1910-1917 гг. Церковь Введения во храм и Супоньевский дворец 1935-1936 гг. Каменный ручей и Красноармейский бульвар с пристанью 1917-1941 гг. Пристань 1910-1917 гг.
Строительство Угличской ГЭС 1938-1940 гг. Намыта дамба ГЭС.ГЭС слева за кадром. За дамбой на заднем плане Церковь Рождества Иоанна Предтечи "на Волге" Из журнала "Углече поле" №12 2012 г. Намыв дамбы Угличской ГЭС. 1938-1940 гг. Вид котлована ГЭС с плотины 1938-1939 гг. Строительство ГЭС. Заключенный Волголага на строительстве ГЭС 1938-1940 гг. Строительство камеры шлюза 1937-1938 гг. Справа видно остатки церкви Леонтия Ростовского. В левой части кадра - излучина реки Корожечна, впадающей в Волгу ниже по течению Кадр из ролика "Строительство Угличского гидроузла 70 лет назад" Основание камеры шлюза Завершение отделки арки шлюза 1940-1950 гг. Открытие шлюза и ГЭС 1940 г. Вид на шлюз 1952-1954 гг. Вид на город с моста через шлюз 1952-1954 гг. Шлюз. 1971 год Шлюз 1974-1975 гг.
У крыльца Палаты дворца угличских удельных князей. г. Углич. 1930-е гг. Общий вид церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» с юго-запада. г. Углич. 1960-е гг. Жабский Алексей Александрович Архитектурный пейзаж. Алексеевский монастырь в Угличе. 1967 год Работники Угличской ТЭЦ. На обороте надпись чёрными чернилами: «В.И. Комаров – крайний слева, рядом ? Лебедев». 1936-1940 гг. Работники Угличской ТЭЦ. На обороте надписи фиолетовыми чернилами: «Шаулин», «Н.В. Николаев», карандашом: «Цех Николо-Сухопрудской церкви?». 1936-1940 гг.