Шифровка на погон самокатных войск

Тема в разделе "Императорская Россия до 1917", создана пользователем Wolf09, 12 мар 2013.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.158
    Спасибо SB:
    121.497
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В сентябре 2012 года, пылесося свежевспаханное поле, сын Александр поднял интересный знак, в виде велосипеда с двумя перекрещенными винтовками. Выложив фото на пару форумов получал иронические версии происхождения данного знака. И вот удача. На SmolBattle Боян дал краткий ответ. Это шифровка на погон самокатных войск.Находка оказалась нечастой. История самокатных войск меня заинтересовала. Хотелось бы поделиться с Вами, тем скудным материалом, который удалось собрать в просторах интернета.

    23.09.2012.JPG

    111.jpg

    Рисунок специального знака на погоны чинов Отдельной Запасной Самокатной роты: офицеров и нижних чинов.
    Высочайше утверждено 5 июня 1915 г.

    ZrB0wFYEQf8.jpg

    Приказ по Военному ведомству №282 от 12 июня 1915 г., устанавливающий форму обмундирования для чинов Отдельной запасной самокатной роты.

    XmqV3cms1tQ.jpg

    Безымянный.jpg

    Самокатчики — военнослужащие велосипедных (самокатных) подразделений.

    Боевые самокатчики

    В 1890-х годах в число средств физической подготовки русской императорской армии была введена велосипедная езда. 9 июня 1891 года был издан приказ № 1581 об обязательном приобретении велосипеда для войск и формировании особых самокатных команд.
    Первое упоминание о боевом применении велосипеда относится к 1870 году. Тогда во время Франко-прусской войны из осажденного Парижа на этом транспортном средстве удалось прорваться одному из посыльных. В 1885-м в Великобритании была создана воинская часть, личный состав которой на высоких велосипедах с большим передним колесом был способен быстро перемещаться и даже противостоять кавалерии. В Англо-бурской войне британская армия успешно применяла велосипеды уже в массовом порядке. Еще через некоторое время велосипедные части были созданы во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Китае, Японии…

    В 1887 г. князь Б. Потемкин написал книгу «Велосипед и его применение в военном деле». В России появление самостоятельных велосипедных, или, как тогда говорили, самокатных, подразделений относится к 1897 году, когда была развернута первая отдельная самокатная команда.
    В 1913 году отдел военных сообщений Главного управления Генерального штаба (ГУГШ) Русской армии предпринял попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами – предполагалось массовое развертывание самокатных подразделений.

    Информацию о велосипедных предприятиях России ГУГШ запросило в Министерстве промышленности и торговли. Справка от 14 октября 1913 года содержала данные по трем крупнейшим велосипедным фабрикам – «Дукс» Ю. Меллера в Москве, «Россия» А. Лейтнера в Риге и «Матадор» в Ревеле, а также по трем слесарно-механическим мастерским – московской фирмы «Энфильд», торгового дома «Победа» в Петербурге и фабрики Б. Варена в Варшаве. В числе производящих велосипеды были также названы Машиностроительный завод компании «Зингер» в Подольске и Императорский Тульский оружейный завод.
    На запрос ГУГШ о возможности крупномасштабного производства велосипедов для нужд Русской армии положительно ответили лишь два предприятия – «Дукс» и «Россия». Их мощности позволяли производить ежемесячно до 500 велосипедов.
    Задачу по снабжению армии военными велосипедами возложили на Главное военно-техническое управление (ГВТУ). В октябре 1913 года «Фабрика велосипедов и автомобилей «Россия» А. Лейтнера и Ко» получила официальное предложение ГВТУ приступить к переговорам по поводу военного заказа на велосипеды. Подобное предложение чуть ранее получил и «Дукс». Первоначально речь шла об обыкновенных, нескладных велосипедах, адаптированных к нелегким условиям военной службы.

    Специальных технических требований к военным велосипедам на тот момент в Русской армии не существовало. ГВТУ решило восполнить этот пробел. Весной 1913 года были проведены комплексные сравнительные испытания ряда оригинальных образцов, состоявших на вооружении иностранных армий. После анализа соответствующей информации оказалось, что их немного. Были испытаны французский самокат системы Жерара производства фирмы Peugeot, немецкий велосипед фирмы Adler и японский «Хара», по своей конструкции практически повторявший машину Жерара. Испытания выявили их недостаточную пригодность для эксплуатации в нашей армии. Среди существенных недостатков – большой вес, неудобные системы складывания.
    Техническое управление сделало попытку приобрести лицензию на производство самокатов Жерара у фирмы Peugeot, надеясь модернизировать их в России, но получило отказ, так как по договору с изобретателем фирма не имела права продать лицензию даже по истечении срока патента. Тогда ГВТУ обратилось за консультацией к отечественным специалистам. Оказалось, что складные велосипеды не были в России новинкой. Более того, в стране имелось как минимум четыре образца складных велосипедов, в разное время находившихся в производстве на фабриках «Дукс» и «Россия».
    Первенство в изобретении складного велосипеда, «отвечающего требованиям военно-походной службы», принадлежало отставному капитану Русской армии А. Базилевскому, владевшему технической конторой и велосипедным магазином.

    Несколько таких велосипедов изготовила фабрика «Дукс» для проведения конкурсных испытаний (совместно с иностранными моделями) на предмет пригодности их для использования самокатной ротой Русской армии. Военные велосипеды системы Базилевского успешно прошли конкурсные испытания при штабе крепости Либава. Комиссия признала их наилучшими и заказала партию для снабжения первой в России самокатной роты.
    Вдохновленный первым успехом Базилевский занялся созданием складного военного велосипеда, который был запатентован в 1910 году. Его конструкция выгодно отличалась от самоката Жерара, ставшего своеобразным эталоном в военно-самокатном деле. Простота конструкции, надежность и быстрота складывания – вот основные достоинства велосипеда системы Базилевского. Производство этих велосипедов было организовано на «Дуксе», их приобретали отдельные полки Русской армии (лейб-гвардии Семеновский, Измайловский, Павловский…) и управления полиции некоторых городов.
    В мае 1914 года в учебной автомобильной роте были проведены сравнительные испытания складных велосипедов. На испытаниях были представлены два велосипеда конструкции фабрики «Дукс»
    Ю. Меллера (с колесами диаметром 26 и 28 английских дюймов), велосипед системы А. Базилевского производства того же «Дукса», велосипед фабрики «Россия» А. Лейтнера и немецкий велосипед фирмы Adler. Испытания выявили полную непригодность немецкого транспортного средства, а среди отечественных конструкций лучшим был назван велосипед фирмы А. Лейтнера. Конструкция Базилевского заняла второе место, а два «Дукса» – соответственно третье.

    Среди преимуществ рижского велосипеда были быстрота и простота складывания, надежность механизма складывания, легкий вес и защита спины самокатчика кожаным щитом. Исходя из результатов сравнительных испытаний, ГВТУ сформулировало технические требования к военным складным велосипедам.
    Но поскольку дело с испытаниями отечественных велосипедов двигалось медленно, в июле 1915 года был сделан крупный заказ фирме Peugeot на партию самокатов Жерара. В первый военный год, помимо «жераров», военное министерство также закупало обычные, нескладные дорожные велосипеды.
    Летом 1915 года было, наконец, принято решение об организации отечественного производства складных велосипедов. Сочли возможным, не останавливаясь на каком-либо из испытанных образцов, разработать на основании технических условий новый, идеальный самокат. Разработку и изготовление опытного экземпляра взяла на себя фирма «Дукс» как имеющая наибольший опыт по этой части. В августе 1915 года доверенное лицо фирмы М. Щипанов получил от ГВТУ технические условия и образцы для работы. И уже 2 декабря новый велосипед прошел испытания в учебной автомобильной роте и был возвращен на доработку фирме с незначительными замечаниями. В начале 1916 года новую модель, получившую название «Дукс боевой», приняли к производству.
    Еще во время разработки «Боевого», летом 1915 года, произошли важные изменения в делах крупнейших велосипедных предприятий России. 10 июля велосипедная фабрика А. Лейтнера в Риге получила приказ об эвакуации в Харьков, так как немецкие войска уже подходили к этому прибалтийскому городу. Фабрика выполняла заказ Главного военно-технического управления (ГВТУ) на поставку военных велосипедов и взрывателей для гранат. 24 сентября 1915 года имущество и оборудование «Фабрики велосипедов и автомобилей «Россия» А. Лейтнера и Ко» было отправлено со станции Ревель в нескольких десятках вагонов в Харьков. Примерно в то же время «Дукс» получает крупный военный заказ на производство аэропланов и гидропланов. Велосипедное производство отступает на второй план, так как почти все производственные мощности были переориентированы на авиапроизводство. Дело в том, что к этому моменту фабрика осталась единственным отечественным поставщиком авиации для фронта.
    9 февраля 1916 года в Харьков на имя Лейтнера из Москвы были переданы патент, техническая документация и образец для производства складного военного велосипеда модели «Дукс боевой». Фронт требовал все большее количество велотехники, и в ГВТУ было принято решение, что «Боевые» будут производить оба крупнейших велосипедных предприятия страны. Условием передачи патента была выплата изобретателю установленной суммы с каждого собранного велосипеда или же рамы. 16 марта был заключен контракт на изготовление 3.000 «Дуксов боевых» для ГВТУ.

    Титаническими усилиями в условиях военного времени и тотальной нехватки сырья директору удавалось не допустить срыва графика производства и сдачи военному приемщику армейских велосипедов. Фронтовые части требовали их все больше и больше, а фабрика между тем осталась единственным производителем в России, так как московский «Дукс» прекратил производство в связи с загруженностью военным заказом на самолеты. В Харькове фабрика работала до конца ноября 1917 года. Всего же на предприятии с февраля по ноябрь 1917 года было изготовлено около 3.600 велосипедов «Дукс боевой».

    72251170.jpg

    pg-17-12-2011-002.jpg

    Обмундирование самокатчиков, утвержденное Александром III 14 июля 1892 года, состояло из рубахи со стоячим воротником и манжетами на рукавах, короткого плащa-накидки из непромокаемой ткани, шаровар такого же цвета, что и гимнастерка, которые заправлялись в высокие сапоги, и фуражки. Для пакетов с документами у самокатчика была сумка, размещавшаяся на груди.
    Приказом №282 от 12.06. 1915 г . установлена форма для Отдельной запасной самокатной роты .

    Возможно, впоследствии данная форма была распространена на фронтовые самокатные роты (по аналогии с распространением формы Учебной автомобильной роты на остальные автомобильные роты ).
    Головной убор. Серая папаха без шнуров и галунов, фуражка защитного цвета, автомобильного образца.
    Рубаха. Защитного цвета обр. 1912/13 г . (Пр. по ВВ № 339 от 1913 г .) суконная и гимнастическая без выпушек и тесьмы.
    Китель. Только для офицеров, пехотного образца, с желтыми выпушками, металлический прибор – желтый.
    Шаровары. Защитного цвета, укороченные, пехотного образца, без выпушек. Для офицеров, кроме того, серо синие с желтой выпушкой.
    Шинель. Пехотного образца, без петлиц и пуговиц по борту. Пуговицы для погон и хлястика – защитные или желтой меди. Для офицеров - петлицы зеленые с желтой выпушкой и пальто общеармейского образца.
    Погоны.
    Н.ч. – защитного цвета без выпушки, шифровка в виде спецзнака (велосипед над 2 скрещенными винтовками) желтой краской по трафарету.
    Офицеры – защитного цвета , а также золотые галунные с желтой выпушкой и зеленым просветами подбоем. Спецзнак – накладной, золоченый.

    pogoni.jpg

    Оказывается, Самокатная улица ( известная по заводу "Кристалл") переименована так в 1924-м году из Новоблагословенной (в честь стоящего на ней храма св. Троицы), в память о погибших бойцах самокатных (велосипедных) войск.
    25 октября 1917 года, когда в Москве узнали об успехе октябрьского переворота в Петрограде, большевистский партийный центр приказал солдатам самокатного запасного батальона взять под охрану Моссовет и Политехнический музей. Это было сделано не случайно, так как батальон был полностью большевистским. Ещё в августе на собрании самокатчики заявили, что по первому зову готовы встать на защиту революции.
    В ночь на 26 октября самокатчики, охранявшие Моссовет (и работавший там ВРК), при патрулировании прилегающих улиц первыми вступили в бой с юнкерами, начавшими наступление на штаб московского восстания. Бои шли во всех переулках между Тверской улицей и параллельной ей Большой Никитской.
    29 октября им совместно с подошедшей помощью удалось отбросить юнкеров на Тверской бульвар и захватить гостиницу «Люкс».
    Самокатчики захватили Малый театр и с его чердака начали обстреливать гостиницу «Метрополь». Одновременно, обойдя гостиницу «Метрополь», самокатчики через Лубянскую площадь пробрались в Китай-город на Никольскую улицу.

    Троих погибших похоронили у Кремлёвской стены.
    Томский Георгий Васильевич (? - умер 31.10.1917) — солдат. Родился: Вологодская губерния, Койгородская волость, Усть-Сысольский уезд (сейчас республика Коми). Был смертельно ранен в центре Москвы.
    Дроздов Федор (? - умер 10.1917) — солдат. Погиб при захвате Алексеевского военного училища в Лефортово.
    Есаулов Дмитрий (? - умер 10.1917) — солдат. Погиб при захвате Алексеевского военного училища в Лефортово.

    В 1924 году в честь солдат данного батальона Новоблагословенную улицу в Москве переименовали в Самокатную.
    В годы Второй мировой войны в Красной Армии официально самокатчиков-велосипедистов не было. Велосипеды, конечно, использовались, но в основном для хозяйственных нужд, в порядке частной инициативы. В вермахте, напротив, были подразделения велосипедистов. Кроме того, в штат пехотных подразделений входили велосипеды для обеспечения маневренной связи. Велосипедные подразделения имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы, гранаты. Все это добро крепилось к рамам специальными кронштейнами, часть амуниции перевозилась в массивных багажниках.

    Насыщение вермахта велосипедами было очень высоким. Кроме того, на вооружении парашютно-десантных частей были складные велосипеды, предназначенные для выброски с парашютом. Велосипеды обеспечивали мобильность диверсионных и боевых групп.
    Очень много военных велосипедистов имела армия Финляндии, и мобильность таких групп, небольших по составу, но многочисленных по общему количеству, сыграла достаточно большую роль в боях в Карелии. Финны-велосипедисты занимались разведкой, патрулированием и часто использовались в качестве подвижного резерва. В армиях Британии и Канады также использовались складные велосипеды для десантников. Производила их английская фирма BSA.
    Интересно, что и сегодня в ряде стран мира есть штатные велосипедисты. Так, сейчас под ружьем в Швейцарии более 5.000 велобойцов. А в войне в Ираке американцы использовали велоподразделения при проведении разведки стратегических объектов.

    Вот такая находка с интересной историей, попалась в сезоне 2012.
    Огромное спасибо камраду Бояну [​IMG]
     
    Последние данные обновления репутации:
    Combatx: 1 пункт (Супер!) 19 авг 2015
    бетман, Джуз, Blue Fox и 13 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Боян Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 июн 2008
    Сообщения:
    2.344
    Спасибо SB:
    3.086
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    .
    Интересы:
    .
    Спасибо (смущаюсь)
    Ваша тема - образец того, как следует писать о находках. Надеюсь, на СБ это станет хорошей традицией)
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  4. Offline

    vakirlop лейтенант старшой

    Регистрация:
    15 мар 2012
    Сообщения:
    148
    Спасибо SB:
    92
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Интересы:
    история края
    Спасибо и интересно и познавательно. Слышал о них давно, теперь буду знать.
     
  5. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Цитата(Боян @ 12 Марта 2013, 1:19)
    Спасибо (смущаюсь)
    Ваша тема - образец того, как следует писать о находках. Надеюсь, на СБ это станет хорошей традицией)

    Поддерживаю ! Тема сразу в несколько разделов подходит..
     
  6. Offline

    сапрон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    31 дек 2012
    Сообщения:
    3.880
    Спасибо SB:
    23.952
    Отзывы:
    648
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Находка интересная! Тема на большой плюс! Спасибо! thumbup
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  7. Offline

    Баландис Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 сен 2012
    Сообщения:
    273
    Спасибо SB:
    405
    Отзывы:
    7
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Благодарю.Было интересно узнать много того, чего не знал...Образцовый отчёт! thumbup
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  8. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    в феврале этого года у нас такую же камрад rjadovoj поднял с блина.

    DSC04993.JPG

    DSC04994.JPG

    её проход на местном аукционе: составил 51 лат. = 2897 руб.
     
  9. Offline

    Владислав ФилосоФил

    Регистрация:
    20 дек 2009
    Сообщения:
    6.018
    Спасибо SB:
    8.592
    Отзывы:
    176
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Оренбург
    Имя:
    Владислав
    Интересы:
    ФИЛобутонистика
    Цитата(PaulZibert @ 12 Марта 2013, 8:36)
    ...Тема сразу в несколько разделов подходит..


    Согласен. ....Лучше бы в фалеристику.

    Автору большое спасибо!!

    Выскажу такое мнение, что тема должна бы была называться:
    "Шифровка на погон самокатных войск,
    история одной находки"

    С таким названием тему в поисковике будет не трудно найти при необходимости, а с предыдушим она просто затеряется. ИМХО
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  10. Offline

    Ludkin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 май 2012
    Сообщения:
    1.395
    Спасибо SB:
    3.447
    Отзывы:
    167
    Страна:
    Belarus
    Из:
    где музыка Баха&Босха
    Интересы:
    ручки вправо
    Цитата(Владислав @ 12 Марта 2013, 12:41)
    Согласен. ....Лучше бы в фалеристику.
    Автору большое спасибо!!
    Выскажу такое мнение, что тема должна бы была называться:
    "Шифровка на погон самокатных войск,
    история одной находки"
    С таким названием тему в поисковике будет не трудно найти при необходимости, а с предыдушим она просто затеряется. ИМХО


    Согласна с Владиславом. А автору - ещё раз спасибо! 1:_sbg
     
    Дождевой Земляк и ValeraMXM нравится это.
  11. Offline

    Дарья Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 авг 2012
    Сообщения:
    306
    Спасибо SB:
    667
    Отзывы:
    30
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленскъ
    Интересы:
    1812 год, региональная история
    Очень интересно и толково рассказали! Большое спасибо за информацию!
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  12. Offline

    rebl Наблюдатель

    Регистрация:
    14 сен 2008
    Сообщения:
    3.199
    Спасибо SB:
    3.235
    Отзывы:
    117
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    default city
    Интересы:
    из дачников
    Цитата(Wolf09 @ 11 Марта 2013, 23:47)
    .....Вдохновленный первым успехом Базилевский занялся созданием складного военного велосипеда, который был запатентован в 1910 году. Его конструкция выгодно отличалась от самоката Жерара, ставшего своеобразным эталоном в военно-самокатном деле. Простота конструкции, надежность и быстрота складывания – вот основные достоинства велосипеда системы Базилевского. Производство этих велосипедов было организовано на «Дуксе», их приобретали отдельные полки Русской армии (лейб-гвардии Семеновский, Измайловский, Павловский…) и управления полиции некоторых городов.
    dux-b4.jpg dux-b1.jpg
    Добавлю, думаю автор темы будет не против.....
    http://www.old-velo.ru/zhvesh.shtml
     
    Джуз, Жульковъ, Khron и 2 другим нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.158
    Спасибо SB:
    121.497
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Спасибо друзья.[​IMG]Я только ЗА,чтоб переместить и изменить название темы.Теперь дело за админами[​IMG]
     
  14. Offline

    Тенелов Команда форума

    Регистрация:
    13 окт 2012
    Сообщения:
    213
    Спасибо SB:
    223
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Россия
    Спасибо!
     
  15. Offline

    Ротмистръ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 фев 2013
    Сообщения:
    247
    Спасибо SB:
    648
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Черкассы
    Спасибо,уважаю професиональный подход к вопросу. thumbup

    Вот фото нашел,правда лесапед вроде маловат для такого дяди. Тот что слева велосипед в походном положении за спину, видны хорошо ремни для переноски. У вторго справа такой же ремень накручен на раму велика.
    Интерестно то что подсумки винтовочные с кавалерийскими наплечными ремнями,а шинели пехотные.

    376px-Boevie_samokatchiki.jpg
     
    бетман, ak4242, Khron и 4 другим нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.158
    Спасибо SB:
    121.497
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Добавлю ещё одно фото.

    0_604a2_9ab5f46b_XL.jpeg
     
    бетман, Джуз, ak4242 и 3 другим нравится это.
  17. Offline

    Ротмистръ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 фев 2013
    Сообщения:
    247
    Спасибо SB:
    648
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Черкассы
    Я бы назвал эту фотку " Самокатчики РККА". Фото сделано в период с весны 1924 по 1929. Справа деревянный " временный " мавзолей В.И Ленина,второй по счету. Гранитно-мраморный (нынешний) начали строить в 1929г.
     
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.158
    Спасибо SB:
    121.497
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1.jpg 2.jpg 3.jpg
     
    ak4242, Khron, Юниор и ещё 1-му нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.158
    Спасибо SB:
    121.497
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    agte-09.jpg
    Самокатчики ПМВ.
     
    Джуз, Khron, Владислав и 2 другим нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.158
    Спасибо SB:
    121.497
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  21. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.158
    Спасибо SB:
    121.497
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского

Поделиться этой страницей