Зашёл ко мне товарищ по делам суетным. А так как он тоже копарь, естественно мы "потёрли" об интересе, нас всех здесь объеденяющем. Короче достал он из карманов своих многочисленных, всякие редкости. Одна из них меня поразила. Я сразу понял - вещь уникальная. Что это - я не знаю. Представляю на ваш суд, коллеги. То ли это предтеча жетонов смертных, то ли оберег солдата, с собою ли носимый, или в церкви оставляемый. Дублирую текст, как я его прочитал: "Сие моление ЛГСП 5 роты капрала калины козлод(в?)а 1719 году(а?)" Смотрите:
Удалось расшифровать аббревиатуру "ЛГСП" - Лейб-гвардии Семёновский полк. Вещь периода Северной войны 1700-1721 гг. Однако! Т. к. большинство у нас "болеют" 1812-ым, немного "привяжу" интересом "Участие в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.: С 16 декабря 1812 г. командовал полком генерал-майор Я.А.Потемкин, а с августа по декабрь 1812 г. - полковник Ф.Н.Посников. В кампанию 1812 г. все три батальона полка вошли в состав 1-й бригады Гвардейской пехотной дивизии 5-го пех. корпуса. При выступлении в поход из С.-Петербурга в строю находилось 51 офицер и 2147 нижних чинов. Во время Бородинского сражения полк был в резерве, после захвата неприятелем Курганной батареи (батареи Раевского) участвовал в отражении атак французской кавалерии на центр русской позиции (потерял 120 чел.). В кампанию 1813 сражался при Лютцене, Баутцене, Кульме и Лейпциге, в кампанию 1814 г. дошел до Парижа." Цитата взята с воено-исторического сайта с одноимённым названием: Лейб-Гвардии Семёновский полк. Осталось выяснить, что собственно за раритет удалось поднять нашему коллеге. offtop Егор, прошу прощения, кажется мультипостинг получился...
Сергей, фамилия читается отчетливо как "Козлов". То есть "капрала ... Козлова 1719 года". Имя плохо видно. Что-то с "Калиной" не так. Это ж имя не из святцев. Вещь, действительно, музейная. Ее б в музей! Эрмитаж взял бы за милую душу.
Вот нарыл: Калина - мужское, с греч. Добрый победитель. А в фамилии предпоследняя буква похожа на современную печатную "Д". Получается: Козлода!
В конце не "д", а именно "в"! Оно именно так и писалось. Поверь мне, я читал довольно много текстов 17 века. Фамилия "Козлов", не сомневайся. Читать нужно "Козлова". Это 150%.
Цитата(NaPoleOn 1. @ 26 Ноября 2009, 2:09) Слов нет ! Музейная Весчь !!! Ну да, надо же музейным работникам тоже как то жить... вещь музейная, но не для наших музеев...
Вот что ответили мне с Военно-исторического клуба "Лейб-Гвардии Семёновский полк": @@@Вещь действительно интересная. Действительно принадлежит капралу Лейб-Гвардии Семеновского полка. Ранее подобных вещей не встречал. То, что это "жетон" или "иконка" сомнительно, не удобно носить тонкую металлическую пластину на теле под рубахой, тем более с незакругленными краями. Об этом же говорит наличие отверстия в середине, а не вверху пластины. Скорее всего эта пластина куда-то крепилась, к той же, например, иконе, приподнесенной владельцем в дар какой-либо церки за вечный помин души. Хотя, это только наши догадки. @@@ Для более точного определения "гвардейцы-семёновцы" попросили доп. информацию, что и будет сделано. Думаю, совместными усилиями мы поймём назначение сей вещи! От себя выскажу предположение, что крепилась она не к иконе, а к дощечке с молитвой, и солдат действительно оставлял её в церкви уходя на войну. to Кузьмич: ты абсолютно прав! Как я мог забыть стиль написания буквы "в", ведь именно так она и пишится в межёвочных картах!!!
Могу сказать, что капрал Козлов однозначно не из смоленских дворян, по крайней мере, такой дворянский род у нас не известен. Он, конечно, мог быть и не дворянином, поэтому вопрос о его смоленском происхождении открыт. В тоже время, известно, что в период Северной войны гвардия бывала в Смоленской губернии. В частности, в 1708 году Смоленск торжественно встречал Петра I после победной битвы у дер. Лесной. Торжественный вход в Молоховские ворота открывала именно гвардия. В тоже время на артефакте есть дата "1719 год", т.е. вещь не могла быть потеряна ранее. Возможно, знатоки истории Семеновского полка точно укажут местонахождение полка в 1719 году и позднее. Это позволит лучше понять, как артефакт попал в наши края.
Дырочка посредине и характер надписи говорит о том,что данная табличка была прибита к кресту солдатской могилы. С уважением kott900.
Цитата(kott900 @ 26 Ноября 2009, 22:06) Дырочка посредине и характер надписи говорит о том,что данная табличка была прибита к кресту солдатской могилы. С уважением kott900. kott900, это твоё предположение, или знание, основанное на источниках?
Цитата(kott900 @ 26 Ноября 2009, 22:06) Дырочка посредине и характер надписи говорит о том,что данная табличка была прибита к кресту солдатской могилы. С уважением kott900. Со старого (заброшенного) кладбища по вашему?
Выражение,сие моление, попадалось.Были на рыбалке в Сычевском районе.Кладбище там есть старинное недалеко от деревни Жерновка вот на дубовом кресте было такое начало,сие моление,и пластина такая же.Только молились там по Андрону.Ну остальное логическое размышление.
Цитата(jagd @ 26 Ноября 2009, 16:03) Цитата(NaPoleOn 1. @ 26 Ноября 2009, 2:09) Слов нет ! Музейная Весчь !!! Ну да, надо же музейным работникам тоже как то жить... вещь музейная, но не для наших музеев... К слову о музеях... http://poisklegend.ru/index.php?topic=1435...icseen#msg14450
Сегодня я получил ответ от Гвардейцев-семёновцев. По-моему, более чем убедительно: @@@• Понадобился один день для ответа специалистов: "Вообще такие надписи делались на оборотах или на лицевой стороне икон... Вот, к примеру: Церковь 11-го гренадерского Фанагорийского Генералиссимуса князя Суворова полка в честь Св. Благоверного князя Александра Невского Достопримечательности полковой церкви: 1) полковой образ (складень), в серебряном окладе, с изображениями: Св. Благоверного князя Александра Невского, на правой стороне - Св. Николая Чудотворца, на левой - Апостола Павла. Внизу образа надпись: "Гренадерскому Фанагорийскому Генералиссимуса князя Суворова полку от Шефа полка Генерал-Адъютанта А. А. Суворова". Стоимость иконы - 2000 рублей; 2) образ Св. Благоверного князя Александра Невского (в створчатом, красного дерева, киоте), принимающего венцы от Свв. князей Бориса и Глеба; на дверцах киота изображения ? Благовещения Пресвятой Богородицы, Апостолов Петра, Павла и Андрея Первозванного и Св. Георгия Победоносца. На фронтоне - Пр. Троица. Надписи на иконах: а) "Сие моление Ингерманландского полка гренадерской роты - 1746 г. месяца октября"; Таким образом это надпись на икону, подаренную капралом Семеновского полка церкви. Если есть информация где эта вещь была "поднята", то можно попытаться определить и церковь. @@@@ Честно говоря, версия с табличкой на кладбищенском кресте, мне не нравилась. Исходя из текста: "сие моление...", т.е. "эта молитва...". Ну не подходит фраза для этого случая. Если бы "сие поминовение...", тогда да. К сожалению церкви, которой возможно была преподнесена икона с табличкой от капрала Козлова Калины, сейчас не существует. А стояла она в селе Богородицком. Возможно наш, всё-таки, земляк! Учитывая характер Петра и порядки при нём царившие, капралом мог стать и не обязательно человек дворянского происхождения, а любой толковый и бывалый солдат. Также известно, что в Семёновском и Преображенском полках в рядовых ходили и дворяне, спали в казармах вместе со всеми и выполняли все полагающиеся обязанности. Служить в полках этих, всегда была особая честь!!! P.S. большое спасибо реконструкторам, Гвардейцам-семёновцам за оказанное содействие в опознании сей реликвии.
По вашей логике то и молиться перед иконой только за этого капрала? Но мне кажется что это с креста(дырка, да к тому же кто к иконе прибивает гвоздями) введите в гугле выражение "сия молитва" - и сразу же ссылки на заупокойные молитвы. Получается моление об этом капрале... то что Цитата Ну не подходит фраза для этого случая. Если бы "сие поминовение...", тогда да. молитвы все на старом языке построены, оборот "сие моление" дает знать о ком молятся... И к тому же в ссылке Цитата "Сие моление Ингерманландского полка гренадерской роты - 1746 г. месяца октября"; приведен полк, а не человек. Я считаю что это с могилы. Вот тут, кстати, тоже мнения разные http://www.reenactor.ru/index.php?showtopic=20960
приведен полк, а не человек. Я считаю что это с могилы. [/quote] jagd! Надписи с пластины капрала Калины и приведённая в качестве примера реконструкторами - идентичны. И эта, вторая, с иконы! Ты ведь сам привел цитату, где указан ПОЛК. Не с могилы же полка эта икона!!! Наша пластинка найдена на паханом поле, на месте где стоял дом (битый кирпич, керамика) Из сопутки - вот эта иконка: http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=1612 Дом не отображён на з-х верстовке, значит появился он в конце 19-го, начале 20-го вв. Я предполагаю, что была пластинка на иконе, и хранилась в какой-то семье как семейная реликвия, или была взята из церкви во время советского мракобесия и разрушения храма... Но очень сомнительно, что притащили её с кладбища, согласись! До ближайшего кладбища около полутора километров.
Я лишь высказал свою точку зрения, на других форумах тоже находили различные таблички с крестов, так что не надо бояться то что это с кладбища, в этом нет ничего страшного, т.к. много кладбищ не сохранилось до наших дней... Это всего лишь мое имхо..