с.Богданово Сычевский район Смоленская область

Тема в разделе "Сычевский район", создана пользователем Wolf09, 20 дек 2018.

  1. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.223
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Нашел в интернете документик на сайте Исторического Музея, забавная история) Вот как попы боролись за каждую заблудшую душу)))

    https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/155086
    Син. грам. 2127. Челобитная по спорному делу попов о прихожанах с. Богданова, Вяземского уезда Сычевской волости, 7193 г., с 19 марта по июнь. 19 марта-июнь 1685 г.
    Название: Челобитная по спорному делу попов о прихожанах с. Богданова, Вяземского уезда Сычевской волости, 7193 г., с 19 марта по июнь
    Комплект: Тяжбы и судные дела
    Датировка: 19 марта-июнь 1685 г.
    Лист, страницы: 1
    Материал, техника: Скоропись
    Инвентарный номер: Син. грам. 2127
    Коллекция: Рукописи и старопечатные книги

    Богданово 1685.jpg

    Преосвященному Варсунофию митрополиту
    Сарскому и Подонскому, бьет челом богомолец
    твой Вяземского уезду великих Государей дворцо-
    вой Сычевской волости села Богданова Троицкой
    поп Максим, жалоба Государь, мне тое ж волости на Ар-
    хангельского попа Еврема да на Николаевского
    попа Антония. С прошлого Государь со 190-го (1682) году завлодели
    оне своим насильством старинным моим Троицким
    приходом тремя деревнями - Ефрем деревнею Рожевою,
    да деревнею Беляниновою что на речки Годьне,
    а Онтоней деревнею Ламановою. Им Ефрему и Антону от тех(?)
    деревень по старожильцовым скаскам Микулки Фаде-
    ева да дяди Антонова родного Демитки Левонть-
    ева староста поповской Георгиевской поп Мефодий
    от тех деревень в прошлом во 179-м году году (1671) отказал владеть
    им не вялел, а велел владеть мне богомольцу
    твоему, потому что те деревне исстари были Троицкого
    приходу, а Орхангельской приход был от деревни Камен-
    ной по левою сторону реки Вазузы вниз, а Нико-
    лаевской приход по правою сторону той же реки
    Вазузы. Милостивый Преосвященный Варсунофий мит-
    рополит Сарский и Подонский, пожалуй меня
    богамольца своего, вели Государь в насильстве
    их владенье прихода моего дать с ними оч-
    ную ставку и положить им отказныя па-
    мети и вели, Государь, владеть мне по прежнему,
    а владенья Государь, за ними на тринатцать
    рублев с полтиною. Преосвященный архиерей, смилуйся пожалуй
    Сообщения объединены, 16 авг 2020, время первого редактирования 16 авг 2020
    А вот еще по тому же селу и про того же попа. Прямо разбойник какой-то был, Максимка-то ))) :t141038: :t10113:

    "Преосвященному Варсунофию, митрополиту Сарскому и Поддонскому, бьют челом сироты великих государей дворцового села Богданова Вяземского уезду церкви Троицы живоначальной староста церковный Ивашко Лаврентьев. Жалоба, государь, мне той же церкви на попа Максима Федорова. В нынешнем, государь, во 193-м году марта в 12 день зазвал к себе он, поп Максим, меня, сироту, в дом и учел у меня церковных денег просить. И я, сирота, тех денег ему не дал, потому что миром давать мне не велели. И он, поп Максим, меня, сироту, бил за то и увечил и голову мне проломил до крови. И многих нашу братю бьет… Да он же поп Максим чинит не против твоего святительского указу: от венчанья берет с первоженцов по рублю да по пуду меду"

    (Крестьянские челобитные XVII в.: Из собраний Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 210-211).
     
    Последние данные обновления репутации:
    АЕБ: 1 пункт (Не перестаешь удивлять! Так держать!) 17 авг 2020
    АЕБ, Ellenna и Wolf09 нравится это.
  2. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.691
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Никита, можно ли считать, по твоему мнению, что Архангельский поп - это Жерновка, Николаевский поп - это Соколино и Георгиевский поп - это Колокольня???
    Так же в документе указаны, что были еще сказки Микулки Фадеева и Демитки Левонтьева 1671 года. Что то таких еще нигде не встречал.
     
    Wolf09 и Юлиа нравится это.
  3. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.223
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Алексей, вот попробовал набросать на картах схему боевых действий уважаемых священнослужителей за деньги души прихожан, чтобы нагляднее понимать где это находилось.

    Богданово-Шуберт.jpg

    ПГМ-Богданово.jpg

    Думаю, что:

    1. Троицкий поп Максим, у которого другие попы забрали деревни - это поп села Богданова, который упомянут в переписной книге 1678г:
    "Село Каменец, Богданово тож, на правом берегу речки Каменца, земля по обе стороны речки Каменца, а в селе церковь во имя Живоначальныя Троицы да в пределе Святаго пророка Илии, древяна клецки, главы чешуйчатые, строение мирское. У тое ж церкви:
    во дворе поп Максим Федоров..."


    2. Архангельский поп Ефрем, который оттяпал у Максима деревни Рожева и Бельянинова - это поп из погоста Арханегельского, он записан в переписной книге 1678г:
    "Погост на левом берегу реки Вазузы и на устье реки Жерновки на правом берегу, а на погосте церковь во имя Архистратига Михаила древяна, а у церкви:
    во дворе поп Ефрем Иванов..."
    Единственно я не уверен можно ли отождествлять погост Архангельский и Жерновку, ведь на карте ПГМ видно что это два разных населенных пункта, и в переписной книге 1678г деревня Жерновка записана отдельно от погоста Архангельского:
    "Деревня Жерновка на левом берегу реки Вазузы, речки Жерновки, а в ней крестьяне:..."

    3. Николаевский поп Антоний, которых отхватил у Максима деревню Ломанова - это похоже поп из села, обозначенного на ПГМ как "село Никольское, Саколино тож", но я не знаю что оно из себя он представляло в 17 веке. В той же переписной книге 1678г это место названо деревней:
    "Деревня Церковище на правом берегу реки Вазузы, а в ней место церковное, что была церковь Николая Чудотворца".
    Видимо к 1685г там отстроили церковь. Помню пытался разобраться в трансформации этой деревни-погоста-сельца-села, но до конца особо не понял - ссылка.

    4. Георгиевский поп Мефодий, который был поповским старостой и пытался разрулить спор уважаемых попов - не знаю кто такой. По Колокольне в переписных книгах сказано что церкви в эти годы уже не было, стало быть не мог Мефодий в 1671-м году быть там попом:
    1678г: "Деревня, что был погост Георгиевской у пруда, а в нем место церковное, что была церковь во имя страстотерпца Григо я;"
    1666г: "Пустошь что было село Марино, Колокольня тож, по обе стороны речки Борыковки.
    А на ней место церковное, запустело от литовского разорения, а которого во имя того сказали не ведают.
    ...
    Дано церкви Архангела Михаила попу Ивану Иванову той пустоши пашня и сенные покосы, а досталь за ним же на оброке, а оброку по рублю на год"."


    Про сказку Микулки Фадеева и Демитки Левонтьева 1671 года тоже не слышал.

    Колокольня-1666.JPG
    Сообщения объединены, 17 авг 2020, время первого редактирования 17 авг 2020
    Кстати нашел оригинал крестьянской челобитной о бесчинствах попа Максима, там даже небольшое продолжение есть, перевел целиком:

    https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/155087

    Син. грам. 2128. Челобитная крестьянина с. Богданова Вяземского уезда церковного старосты Ивана Лаврентьева митрополиту Сарскому и Подонскому Варсонофию о злоупотреблениях попа Максима Федорова, 7193 г., марта 24. Ранее 24 марта 1685 г.
    Комплект: Тяжбы и судные дела
    Датировка: Ранее 24 марта 1685 г.
    Лист, страницы: 1
    Материал, техника: Скоропись
    Инвентарный номер: Син. грам. 2128
    Коллекция: Рукописи и старопечатные книги

    Челобитная поп Максим.jpg

    Преосвященному Варсунофию, митрополиту Сарскому и Подонскому,
    бьют челом сироты великих государей дворцового села Богданова Вя-
    земского уезду церкви Троицы живоначальной староста церковный
    Ивашко Лаврентьев. Жалоба, государь, мне тое ж церкви на попа
    Максима Федорова. В нынешнем, государь, во 193-м (1685) году марта
    в 12 день зазвал к себе он, поп Максим, меня, сироту, в дом
    и учел у меня церковных денег просить. И я, сирота, тех денег
    не дал, потому что миром давать мне не велели. И он, поп
    Максим, меня, сироту, бил за то и увечил и голову мне проломил
    до крови. И многих нашу братю бьет. И литоргеи божии служит
    не крестясь. Да он же поп Максим чинит не против твоего
    святительского указу: от ветчанья берет с первоженцов по рублю
    да по пуду меду. И всячески мирским людям угрожает,
    а скудным нашей братье от ево поповы угрозы и в церковь
    божию войти нельзя. Да он же поп Максим на церков-
    ной земли крестьянину Ваське Лаврентьеву велел
    двор построить, а вместо взять у него полосу земли
    и тое землю пашет, а я сирота ему крестьянину
    винил чтоб на церковной земли двора не ставил и чтоб не
    платить на святителя пени пятдесят рублев, и он меня не
    послушал, двор построил. Милостивый преосвященный Варсуно-
    фий митрополит Сарский и Подонский, пожалуй меня,
    сироту, вели Государь мне на него попа Максима в бою
    моем и в увечье дать свой спасительской суд и управу, а в больших
    ево взятках что ты Государь укажешь, преосвященной
    митрополит, смилуйся пожалуй.

    А Васька Лаврентьев - действительно проживал в Богданове в то время, вот Алексей Евгеньевич цитировал переписную книгу 1678г на предыдущей странице:

    А Ивашка Лаврентьев - это видимо из той же самой переписи:

    Всё сходится, были такие персонажи.
    Эх, жаль что документы все разбросаны по разным архивам получается, даже в ГИМе оказывается есть рукописи...
     
    Последнее редактирование: 17 авг 2020
  4. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.691
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    А по моему все эти в целом документы показывают, что после литовского разорения в Колокольне была построена церковь в период с 1667 по 1677 г.г., но попытка оказалась неудачной и к ней более уже не возвращались. На это указывают следующие факты :
    - в 1666г. никто не ведал какая была ранее церковь
    - в 1678г. уже знают какая была церковь и что был ПОГОСТ
    - в 1671г. в документе уже идет речь о попе Мефодии.
    Так что выходит, что была все же вновь построена церковь после литовского разорения, которая не просуществовала менее 10 лет.
    Вот уже до каких временных отрезков истории добрались, которые для нее - НИЧТО!
     
    Wolf09 и Никита Мозуров нравится это.
  5. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.223
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    АЕБ, логично, согласен.
     

Поделиться этой страницей