А можно уточнить источник? Это межевые книги? Самую старую карту, на которой видел Воронцово - 1792 г Российский атлас, из 44 карт состоящий и на 42 наместничества Империю разделяющий. Обозначено как село с церковью. Кстати современная карта Воронцово и Амшары. Старая деревянная церковь предположительно стояла между современной школой и рекой. Каменная (как понимаю) - на другом берегу, где обозначено кладбище.
Поскольку Коченовские имеют фамилию не такую уж частую, можно предположить, что все церковнослужители Коченовские имеют общих предков. Поскольку деревни Воронцово и Селище в 17 в.- нач.18 в.относились к приходу села Чичаты, вотчины Воевоцких, можно обратить внимание и на метрические книги церкви с.Чичат, которые сохранились с 1742 года, и на Поречский уезд. ГАСО ф.48 оп.2 д.583 (2 л.). Рапорт Поречского духовного правления о болезни Сергея Коченовского, ученика Смоленской духовной семинарии, сына пономаря церкви с. Велеста Поречского уезда от 15 сентября 1817 года. В переписной книге Данилы Чернцова 1668 года часто указываются прозвища крестьян, бобылей, среди которых уже понятны фамилии. Но где искать Коченовского? Не встретился пока и в ревизии 1716 года по Чичацкой волости. Итак, церковь была в Чичатах. В 1742-1744 гг. Трофим Григорьев (фамилия неизвестна). В 1744 году есть подпись и дьячка — Василий. А ведь Кирила Коченовский — Васильевич. Не его ли это отец? (ГАСО ф.48 оп.1 д.3438 л.9, ц-вь с.Чичаты Бельского уезда). С 1753 года село Чичаты относится к приходу села Ляпкино. Священник — Илия Павлов. В 1758 году в "шапке" МК указано — входящий священник села Сошны Федор Иванов. А в МК 1761 года наконец указано и отчество дьячка Василия — Андреев. (1761 ГАСО ф.48 оп.1 д.3438 л.49об., ц-вь с.Чичаты). Узнать фамилию священника Трофима Григорьева возможно по его сыну Якову, который в 1762 году женился на дочери священника с.Голощапова Ефимии Емельяновой. Яков Трофимов занял место священника ц-ви с.Чичаты в 1763.
Кстати, иногда в ранние годы помещики ставили пономарей, дьячков и даже священников из своих крестьян. В 1718 г. в Смоленске записан подьячий Василий Кочановский 52 лет, у него сын Иосаф 19, Иван 9, Александр 5 1/2, Анна 17, Прасковья 14, Настасья 12 лет.
В "Материалах к родословию смоленского дворянства" Д.П.Шпиленко, 2-вып., с.486-487, упоминается Иван Васильевич Коченовский, канцелярист Смоленской губернской канцелярии, женат на Евдокии Константиновне Щелкан (младшая сестра ее Пелагея 19 лет в 1755 г.). Вероятно, это тот сын подъячего, которому 9 лет в 1718 г. Сообщения объединены, Nov 15, 2022, время первого редактирования Nov 15, 2022 И какое потрясающее открытие! Яков Трофимов, священник церкви с.Чичаты, оказался КОЧАНОВСКИЙ! 1764 год (ГАСО ф.48 оп.1 д.3438 л.58). В мае 1765 г. у него родился сын Николай, в декабре 1769 — сын Стефан. В 1766 пономарь церкви — Григорий Трофимов (очевидно, Коченовский). Кто же тогда Василий Андреев, дьячок? Наверняка родственник. Теперь надо попробовать найти Трофима Григорьева и его предполагаемого брата Василия Андреева в переписных книгах. Известно, что в 1767 году дьячок уже показан умершим, у зятя Романа Исаева родился сын Лаврентий. Сообщения объединены, Nov 15, 2022 1770 год, ц-вь с.Чичаты (ГАСО ф.48 оп.1 д.3438 л.81). Дьячок ц-ви с.Воронцова Иван Васильев в восприемниках крестьянского сына. 24 июня 1770 г. у пономаря ц-ви с.Чичат Григория Трофимова с женой его Мариной Ивановой родился сын Иван, крещен 25-го числа священником Яковом Коченовским (там же, л.84).
По Кочановским/Коченовским делал карту упоминаний на территории бывшей Смоленской губернии со всех источников, которые попадались. В основном все упоминания до революции действительно связаны либо с церковно- и священнослужителями, либо мелкое чиновничество. И то же самое , только крупнее в окрестностях Воронцово. К сожалению тогда сразу не додумался сортировать отметки по слоям, поэтому все получилось в кучу с 18 века по ВОВ.
Очень может быть, что отец Григория Трофимова Коченовского показан в первой ревизии 1716 года сельца Пыжова (Чичаты) как крестьянский мальчик Трофим Яковлев 12 лет. В сельце проживает семья помещика Данилы Воевоцкого и совсем немного дворовых людей. Другого Трофима нет. (РГАДА ф.350 оп.1 д.30 л.140). Трофим Яковлев умер до 1772 года, т.к. жена его Федосья Мартинова скончалась вдовой в 1772 году, в возрасте 80 лет. Конечно, возраст ставился приблизительно, на глазок. Этим объясняется нестыковка в возрасте сына, Якова Трофимова, священника ц-ви Чичат в 1764 году, который умер в 1777 году якобы 60 лет. Но в 1717 году отцу его Трофиму должно быть 13 лет. У Якова с женой Ефимией Емельяновой родились дети: Матвей в 1762 (умер 9 лет в 1771), Николай в 1765, Степан в 1769, Афанасий в 1775 (у. в 1776). Ясно, что Яков был моложе и умер лет не старше пятидесяти. То есть вполне может быть сыном Трофима Яковлева. Григорий Трофимов служит пономарем в 1766 году. Жена его Марина Дмитриева умерла 43 лет в 1787 году. Итак, Григорий родился примерно в 1740 году. Дети: Иван (р.1770), Семен (1773-1776), Василий (1776-1776), Евдокия (р.1781) Сообщения объединены, Nov 16, 2022, время первого редактирования Nov 16, 2022 Родство Трофима Яковлева и Андрея Васильева, который был дьячком в Чичатах в 1744 году, пока обнаружить не удается. Дочь его Матрена Андреева выдана замуж за Романа Исаева, в 1766 году показанного церковническим сыном. В 1767 году у них родился сын Лаврентий (умер в 1802 г.), женился он в 1789 году на священнической дочери Евдокии Павловой из с.Щучье, и сын его Яков Лаврентьев, рожденный в 1796 году, служит в ц-ви с.Чичат дьячком (замечен в МК 1838 года). Самое интересное тут, что Яков с фамилией — он Кветков, т.е. Цветков. В это время в церкви села Ляпкина, вотчины Воевоцких, священником служит Степан Коченовский (умер 55 лет в 1770 году). Эта ветвь интересна тем, что там есть и сын Иван, женившийся в 1766 году на дочери священника с.Будино, и внук Иван Алексеев 1768 г.р., священник ц-ви с.Ляпкина в 1797 году. В Ляпкине же проживает Агафья Трофимова, у которой в восприемниках сына отмечен Григорий Трофимов (Коченовский) из Чичат. Сестра его? Она замужем за Лукой Ильиным Коченовским, и сын их Григорий Лукин (1765 — у.до 1807), в 1800 году священник, пишется с фамилией Коченовский. Был у него сын Иван, но умер 13 лет в 1807 году. Тут упоминается и священническая дочь Мария Трофимова, сестра Григория (ГАСО ф.48 оп.1 д.88 л.71). Похоже, что Агафья Трофимова их сестра? Что ж, могла и Агафья быть урожденная Коченовская, и муж достался Коченовский. Церковнослужители Коченовские, согласно ведомости о церквях 1826 года, были в церквях сел Татево-Ивановское, Поникли. В Никополи есть Иван Коченовский в 1826 году. Однако ветвь Кирилы Васильева остается самой перспективной для поиска предков Никанора Михайлова Коченовского. Родился Кирила Васильев примерно в 1752 году, так что в первой ревизии и отца его еще не вычислить. Рождение сына Ивана в 1829 году у Ивана Кирилова найти вполне реально в МК с.Воронцова. И тогда Древо приобретет стройный вид.
Дела по описям архива Бельского духовного правления, где упоминается фамилия Кочановский. 1792 Дело по прошению дьякона с. Голощапова Бельского уезда Якима Бонина об оскорблении дьячком того же села Иваном Коченовским. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.111. 1794 Дело по прошению прапорщицы Агафьи Антоновой о нанесении побоев священником с Дентялова Иваном Кочановским. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.125 1803 Дело о нанесении побоев священнице села Спасского Ефросинье Коченовской дьяконом с. Головенки Стефаном Пенчиковым. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.236 1804 Дело по прошению священницы вдовы села Батурина Анастасии Кочановской о невыдаче священником Алексеем Соколовым принадлежащей части доходов с земли. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.256 1806 Дело по рапорту священника с. Ляпкино Ивана Кочановского о запрещении иеромонаху Красногородищенской пустыни Константину въезжать в их приход и исправлять мирские требы. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.291 1807-1809 Дело по прошению священника с. Сельца Василия Курошева о покраже его вещей попадьей того же села Татьяной Кочановской и об оскорблении его и дочь его словами. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.307 1810-1811 Дело о нанесении побоев солдатке Марии Борисовичевой пономарем с. Ивановского Алексеем Кочановским и женой его Екатериной. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.362 1811 Дело по указу Смоленской духовной консистории о удержании Бельского уезда села Ляпкина священником Василием Щировским денежных доходов принадлежащих диакону Александру Качановскому. ГАТО Ф.1285 О.2 Д.23 1811-1818 Дело по указу Смоленской духовной консистории о производстве следствия по делу нанесения священнику с. Ляпкина Бельского уезда Василию Щировскому побоев дьяконом того же села Александром Кочановским и дьячком Матвеем Сиуновым ГАТО Ф.1285 О.1 Д.388 1813 с. Ляпкина Александра Коченовского о требовании от священника Щировского записи в метрической книге. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.407 1817 Дело дьячка с. Малышкина Верховья Дмитрия Кочановского о назначении его в с. Львово на свободное дьяконское место. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.465 1817 Рапорт Поречского духовного правления о болезни Сергея Коченовского, ученика Смоленской духовной семинарии, сына пономаря церкви с. Велеста Поречского уезда от 15 сентября 1817 года ГАСО Ф.48 О.2 Д.583 1821 Дело по прошению послушника Порецкой Андынской пустыни Ивана Коченовского об определении его дьяконом в с.Никополь Бельской округи. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.518 1823 Дело по прошению дьячка с. Дедова Семена Коченовского на место престарелого отца его священника Петра Кочановского. ГАТО Ф.1285 О.1 Д.530 1826 Дело о перевенчании священником с. Дедова Бельского уезда Семеном Кочановским с дьяконом Николаем Плаховым солдатской дочери Матрены Никитиной вступившей во 2й раз в замуж за крестьянина Тихона Павлова при жизни первого мужа. ГАТО Ф.1285 О.2 Д.29 1829-1830 Дело о перевенчании священником с. Дедова Бельского уезда Семеном Кочановским солдатской дочери Матрены Никитиной вступившей во 2й раз в замуж ГАТО Ф.1285 О.1 Д.573 ???? - Дело о неуплате дворянину Бельского уезда Алексею Михайловичу Костевичу дьячком с. Пониколь Иваном Кочановским по заключенному им условию 54 руб 30 коп серебром денег ГАТО Ф.1285 О.1 Д.942 Сообщения объединены, Nov 17, 2022, время первого редактирования Nov 17, 2022 Простите, возможно не успел за вашими рассуждениями, а почему Трофим Яковлев, если в метрической книге был указан Трофим Григорьев - священник Чичат. Разве не логично, что место священника там занял его сын? Сообщения объединены, Nov 17, 2022 Тут тоже запутался немного. Вы изображения приводили из МК, что дьячок Чичат в 1744 - Василий Андреев, а не Андрей Васильев. Матрена точно Андреева? Сообщения объединены, Nov 17, 2022 Вообще большую ясность должен внести этот документ: Дело о проведении переписи священнослужителей и их детей за 1737 год (ГАСО Ф.48 О.2 Д.63). Попробую на днях запрос составить.
В метрической книге Чичат 1766 указан Григорий Трофимов, а не Трофим Григорьев. Приведу часть составленной схемы Древа (с.Чичаты, церковь до появления воронцовской ц-ви существовала). Матрена точно Андреева. Вы правы, это, вероятно, сестра Василия Андреева. Поскольку вышла замуж за церковнослужителя, она тоже духовного сословия. Место при церкви получали или по наследству, т.е. по очередности после родителя (часто — отец священник, сын тогда же диакон или дьячок), либо женившись на дочери церковнослужителя. Вот Роман Исаев (Кветков) так женился и получил место при церкви Чичат. Сын ли Василия Андреева Кирила Васильев, пока не установлено. Возможно, названные Вами документы внесут больше ясности. Подход к делу очень серьезный!
хорошо бы посмотреть 1722 и 1745гг. В них переведенные в духовное звание крестьяне отражались. Например, такое видел у Пряниковых из Лобково, которых Верховский отпустил в причт.
Это хорошая идея, но по Чичатам не отразились искомые лица. Надо еще раз поизучать, да захватить всю вотчину Воевоцких в Чичацкой волости. Сообщения объединены, Nov 17, 2022, время первого редактирования Nov 17, 2022 По дополнительной ревизии 1722-1727 гг. двор помещика Данилы Ильина Воевоцкого в сельце Прудове. Там же указаны недействительные церковники Данила Федосеев 12 лет, Степан Карпов 26 лет. В других деревнях таковых нет. Сельцо Пыжово (Чичата) в этой ревизии не описано.
Дело по запросу Бельского земского суда о доставлении сведений в суд о судимости и штрафования священника с. Воронцова Андрея Кремянского, дьячка Антона Евдокимова и пономаря Ивана Коченовского. (ГАТО Ф.1285 О.1. Д.686) Обложка. №52 №332 Дело По запросу Бельскаго Земскаго суда о уведомлении оный небылиль напредъ сего за что судимы и штрафованы села Воронцова священникъ Андрей Кремянский, Дьячекъ Антонъ Евдокимовъ и пономарь Иванъ Коченовский якихъ показываются поклировым Ведомостям на ***** Началось сентября 24 числа 1842 года Кончено октября 5 числа 1842 года Лист 1. (Страница 1) Ко(пия?) №699 Бельскому Земскому Суду отъ Бельского Духовного Правления нужно иметь вернейшее сведение не былиль напред сего за что судимы или штрафованы и какъ показываются по клировым ведомостям села Воронцова священникъ Андрей Ефимовъ Кремянской который ныне перешелъ в Городъ Духовщину, Дьячекъ Антонъ Евдокимовъ, и пономарь Иванъ Антоновъ* справясь, что окажется надписавъ на семъ возвращать въ сей суд къ делу о пристанодержательстве разными людьми беглаго помещика Соловцова человека Ивана Степанова. Сентября 23 дня 1842 года ((У подлиннаго тако)): За секретаря Столоначальникъ Попковичь * - Так в тексте. Учитывая, что рукописный источник копирует запрос уездного суда, возможно, что запрашивающий имел не точные данные об отчестве либо переписчик ошибся при копировании. Несколько других источников указывают, что пономарь Воронцова с 1811 по 1845 года имеет отчество Кириллов. Лист 1. Оборот (Страница 2). №537-й На оный запросъ Бельское Духовное Правление ответствует, что бывший въ сем Воронцове, а ныне находящийся въ городе Духовщине священникъ священникъ Андрей Кремянский несостоитъ подведомымъ сему правлению, анаходится въ ведомстве Смоленской Консистории и состоитъ въ Смотрении Духовщинскаго Благочиннаго Соборнаго протоиерея Павла Щировскаго чрезъ что инеизвестно оному правлению как онъ рекомендуется въ поведении упомянутымъ Благочиннымъ по клировымъ ведомостямъ и имелись ли до него какия дела въ производстве или нетъ; а дьячекъ Антон Евдокимовъ находится ныне въ мертвыхъ; Пономарь же села Воронцова Иванъ Коченовский поклировымъ за 1841 годъ ведомостямъ рекомендованъ такъ: отроду ему 50 летъ поведения хорошаго къ должности способенъ и прилеженъ, послушенъ къ ссорамъ и дракамъ несклоненъ виномъ неупивается, припадкамъ неподверженъ судимъ иштрафованъ небылъ октября 5 дня 1842 года. Лист 2. (Страница 3) №62 №512 Получено 1го октября 1842 (года) Бельскому Духовному Правлению Бельского уезда отъ Благочиннаго священника Алексея Медведкова нужно иметь сведения въ томъ какъ рекомендованъ по клировымъ ведомостямъ за 1841 годъ въ поведении и состоянии села Воронцова Пономарь Иванъ Коченовский и не былъ ли онъ напредъ сего за что судимъ и штрафованъ - очемъ справясь инадписавъ на обороте сего запроса возвратить оный въ непродолжительном времени въ сие правление Сентября 25 дня 1842 года Столоначальник ((??)) Лист 2. Оборот (Страница 4). №107й Получ. 5 ок. 1842 года *** къ делу для исполнения. Бельскаго уезднаго Благочиннаго Священника Алексея Медведкова по клировым за 1841й годъ ведомостям, села Воронцова пономарь Иван Коченовский значится так: Отъроду ему 50 лет, читаетъ и просто поетъ хорошо, (катехизис?) (икону?) знаетъ недостаточно; поведения хорошаго къ должности способенъ и прилеженъ послушенъ, къ ссорам и дракамъ не склоненъ вином неупивается. Припадкамъ неподверженъ. Судимъ и штрафованъ не былъ. Благочинный Священник Алексей Медведков 2го октября 1842 года. --------------------------- Священник Кремянский Андрей Евфимов был переведен из Воронцова в Духовщину в 1833. Под дьячком Антоном Евдокимовым подразумевается Антон Евдокимов Четыркин (ум.1840). Данное дело особенно интересно тем, что клировые ведомости по Бельскому уезду за 1841 год, на информацию из которых ссылаются отвечающие, вероятно не дошли до наших дней. Известные и сохранившиеся клировые ведомости по Бельскому уезду на сегодня: Клировые ведомости церквей Бельского уезда 1826 г (ГАТО Ф.1285 О.3. Д.3.) Клировые ведомости церквей Бельского уезда 1861 г (ГАСО Ф.48. О.1. Д.3490) Клировые ведомости церквей Бельского уезда 1893 г (ГАСО Ф.48. О.1. Д.1286) Клировые ведомости церквей Бельского уезда 1898 г (ГАСО Ф.48. О.2. Д.995)
В церкви села Дедово Бельского уезда в 18-19 вв. тоже служили КОЧЕНОВСКИЕ. Дедово не так и далеко от Ляпкина. В 1766 году священник — Петр Дементьев КОЧЕНОВСКИЙ. В 1820 году — священник Петр КОЧЕНОВСКИЙ, дьячок Семен КОЧАНОВСКИЙ, пономарь Иван КОЧАНОВСКИЙ. Несмотря на разное написание фамилии, ясно, что это родственники. ГАСО ф.48 оп.1 д.1926.
Категорически не соглашусь. Посмотрите на написание буквы А в других словах. Нет верхнего соединения линий. Встречается только два варианта написания столь известной в приходах Бельского уезда фамилии — Коченовский и Кочановский.
По тем материалам, которые мне попадались, сделал однозначный вывод, что Семен точно был сыном Петра. В 1823 году Семен был дьячком в Дедово и написал прошение о назначении его на должность священника. Учитывая, что отец назван старым, то можно предположить, что Петр Дементьев 1766 г и Петр 1820 г - один и тот же человек. Хотя исключать что это два человека (отец и сын) тоже рано. (Дело по прошению дьячка с. Дедова Семена Коченовского на место престарелого отца его священника Петра Кочановского. 1823 ГАТО ф.1285. оп.1. д.530) Также никаких Дементиев Коченовских ранее не встречал пока нигде. Это новое имя. По всей видимости просьба была удовлетворена, т.к. в 1826 г Семен - Священник села Дедова (Есть дело о перевенчании священником села Дедова, Семеном Качановским солдатской дочери Матрены Никитиной вступившей во второй раз в замужество. ГАТО ф.1285 опись 2 дело 29) Согласно клировым 1826 у Семена также в Дедово был сын 6 лет (то есть 1820 г.р.) Но имя и саму запись сложно разобрать. (Ион? Иоанн?) Сам Семен возможно умер. Иван Кочановский должен быть 1803 г.р. В 1826 г жив согласно клировым, женат 1м браком. Думаю, что он может быть еще одним сыном либо племянником упомянутого выше Петра Коченовского. Сообщения объединены, Dec 23, 2022, время первого редактирования Dec 23, 2022 Пробовал также накидать деревья со связями по остальным селам. Пока все очень предварительно, надо всё еще уточнять и перепроверять. Некоторые связи не 100% достоверные. Сообщения объединены, Dec 23, 2022 Сообщения объединены, Dec 23, 2022 Сообщения объединены, Dec 23, 2022
В некоторых источниках (в т.ч. Вики) указывается, что с 1983 года в летний сезон в деревне Воронцово жил и работал художник Касаткин Николай Иванович (02.03.1932 - 26.10.2019). Часть пейзажей художника должны изображать местную природу. Картины художника находятся в российских и зарубежных коллекция музеев. Больше работ можно посмотреть на сайте галереи «pop/off/art». Сам художник родился в д.Жуково Смоленской области, но судя по фамилии может быть связан с церковнослужителями Касаткиными Бельского уезда, как минимум один из которых достоверно был в Воронцово. Николай Касаткин. Летом. Окрестности деревни Воронцово. 2007. Холст,масло. 130х220 см