12 декабря 2015. Жиздринский большак из осени в зиму

Тема в разделе "Авто и вело туризм", создана пользователем Dron32, 16 дек 2015.

  1. Offline

    Dron32 Полковникъ

    Регистрация:
    18 окт 2015
    Сообщения:
    149
    Спасибо SB:
    1.636
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Брянск
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    История ВОВ, туризм, краеведение
    Вот и не пойму – открывал велосезон, продолжал, или заканчивал. Полтора месяца перед тем не находил времени чтоб куда-то поехать (не банально вокруг дома, а что-то увидеть, т.е. хотя б часа на 3).

    Идея была в голове ещё с осени год назад, когда стал изредка практиковать закидывать велик в машину, исключая тем самым ненужные в моих увлечениях асфальтовые перегоны. Любохна – вроде вполне себе достойный вариант для старта… Сейчас же, эта идея наполнилась и смыслом – где-то там на некатанной мной части жиздринского большака, между Улемцом и Яровщиной, было воинское захоронение (порядка 24 августа 43-го), сейчас уже возможно перенесённое, и на поисковом форуме родственники тех бойцов искали о них информацию.

    В общих чертах, скатал в итоге так –
    https://old.maps.yandex.ru/-/CVDinPYR

    5-20. Просыпаюсь. Быстро завтракаю, что-то чуть-чуть кладу с собой покушать (я ж не на целый день), 6-40 с гаража, облом на привычной заправке, слегка возврат, но всё же около 7-20 выкатываю на велике с Любохны, машину кинул в самом центре рядом с другими припаркованными.

    Клёво… такая свобода на двух колёсах… особенно пока ветер в спину. Откатываю 100м, чтоб не светиться у машины, ставлю фару, одеваю балаклаву и шлем. Вспоминаю ненароком что ещё осенью сын как-то играясь с фарой, потерял от неё резинку для уплотнения крепления… Она потом вихлялась слегка, но я её поправлял и подтягивал на ходу. Недолго, меньше часа с фарой утром. Хотя и за этот час было пережито ощущение ветра где-то высоко в чёрных макушках сосен, возвращён из небытия вид освещённой собственной фарой дороги, а главное – впереди Цель, и это Здорово!

    Ветер гнал на восток. Грунт был каменный. Скорость 15-22, но часто подправляю одной рукой фару, и тогда медленнее. За 1км до калужской области я её снял – совсем посветлело вокруг. Там же обнаружил местами запасы снега – вот это да! – у Брянска он давно уж утёк. Вспоминаю, что 1 декабря глядел прогноз и текущую информацию о погоде, и заметив что в Брянске 8см, в Москве 12см, а в Сухиничах 16см снега (свежего, неутоптанного), немало тогда этому удивился. Вот видимо и граница большого снежного покрова… ощутить её придётся на собственной шкуре. Гололёда пока нет, лишь лужи замёрзшие. До пупковской дороги по лесу было не ровно, грязь на колеях застыла рельефно. Как подошла дорога от Пупково – стало приятнее. Назад точно по ней!

    Граница областей - речка Бердовка. Выбираясь из её оврага, в волнах попутного ветра неплохо так еду подъём, как вдруг, почти в самом верху круто соскальзываю обоими колёсами, а потом ещё и ногой, но каким-то чудом не падаю. Началось…. Вскоре ещё один овраг таил в себе то же. Снег был, но мало. Дорога была твёрдой и накатистой.
    Ур. Клёнки
    [​IMG]
    Ур. Мертвель
    [​IMG]
    Наконец, Улемец. Тут грейдер. Сворот на Калинино. После него – озеро с запрудой. Однако, рисковые ребята. И брянцы в основном, судя по номерам машин.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    А с дорогой сделали вот чего –
    [​IMG]
    Воспользовался чьим-то решением. Глубоко и бью педалями мёрзлый грунт.
    [​IMG]
    Остатки снега.
    [​IMG]
    Наконец, калининское кладбище, самое ближнее к тому старому захоронению на большаке, куда я еду. Увы, по войне тут пусто.
    [​IMG]
    Снова снег….
    [​IMG]
    Закатываю куда-то не туда. Место, кажется, будет неимоверно красивым в солнечную погоду, особенно летом и осенью.
    [​IMG]
    Слегка возвращаюсь, к увиденному ранее въезду в лес. На мой взгляд, дороги тут не соответствуют карте. Наконец, сворот на большак на север. Замечаю, что на юг от этой точки большак вообще не проезж, оттого и мой рейд по краю леса в попытке найти большак был бессмысленным. Дорога не очень торная несколько сот метров. Лес сосновый. Едется хорошо. Потом подошла дорога от Овсорока. Стало довольно торно. Но часто зима и часто гололёд.
    [​IMG]
    [​IMG]
    А тут лепота!
    [​IMG]
    Докатываю до сворота на д. Кресты. Хорош, дальше уже слишком. Искомое мной место было с километр ранее, но никаких захоронений у большака не видел. На одометре 34 км. Пора домой. А перекрёсток на Кресты хорош тем, что тут есть указатели на деревни:
    [​IMG]
    [​IMG]
    Большак пошёл на север – отличный путь на какой-нибудь другой раз!
    [​IMG]
    Возвращаюсь с километр. И правда, небольшая полянка, дорожка подходит с востока. Всматриваюсь – как раз у перекрёстка ёлки растут с малой площади – какая-то ямка тут много лет назад была. Наверно, перезахоронили тех бойцов в другое место. Их тут нет, увы.
    [​IMG]
    После освобождения Жиздры 16 августа 43-го, наши наступали дальше в сторону Болвы, но были остановлены в том числе и в этих местах. Тут погибли десятки людей. Наступление наше выдохлось и было остановлено в конце августа 43-го. Но вскоре была разработана операция по атаке на брянскую немецкую группировку не отсюда (с фронта), а в очень отдалённом отсюда месте 20км западнее Кирова, с последующим захватом переправ через Десну, и захватом жд Брянск-Рославль в районе Рековичей, т.е. полуокружением брянской немецкой группировки. Что и было исполнено кавалерийским корпусом Крюкова 7 – 17 сентября 43-го, а с началом атаки там – возобновились бои и здесь. Для переброски атаковавших Брянск войск с востока и северо-востока, в район севернее-северо-западнее Брянска, нашим командованием было выбрано 5 различных путей, и каждой из дивизий предписывался определённый. Колонна каждой дивизии – от 100 км и более в длину… Двигались лишь ночью. Так нашим удалось обмануть немецкое командование, и расправиться с брянской группировкой немцев с наименьшими потерями.
    1,6км отсюда – и сворот с большака на Овсорок. Дальше дороги тоже приятны, и даже без льда.
    [​IMG]
    Уже Овсорок виден вдали
    [​IMG]
    По деревне, на дорогах гололёд. Ни машин, ни людей – как всегда в деревнях в предзимье.
    Из озера вытекает нехилый ручей… думаю что он не менее половины р. Овсорок.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Долго хожу по овсорокскому кладбищу. Увы, тут по войне тоже пусто. Начинается снежок. И тут я делаю главную ошибку. Вспоминая что по спутнику дорога вроде была, еду в целом вдоль Овсорока на запад. Но прикатываю к такому месту отдыха. Тупик.
    [​IMG]
    А Овсорок тут хорош. Да, после этого выезда я ещё более окреп в желании пройти его весь однодневно на лыжах, когда-нибудь в марте какой-нибудь неслабой зимы.
    [​IMG]
    Слегка возврат… и слабая дорожка лугами. Дорожка чахнет. Снег усиливается. Не заблудиться бы. Еду просто полем, когда-то перепаханным… напрямки…. Иду полем. Наконец, дорога. На одометре около 43-44 км. Уже зима….
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Сыпет нещадно в лицо и налипает на очках. Это ожидаемо. Неожидаемо то, что дорога, бывшая мёрзлым грунтом, стала под этим 1см снега, гололёдом. Я на сликах, вот так песня! И 27 км до финиша…. Я ждал что будет более оттаявший грунт, и дороги скорее слегка подмякнут от снега….
    Скорость 13-16. Иногда заносит. Главная опасность – слабовидные под снегом каменные неровности продольного характера.
    Наконец, деревня Красное.
    [​IMG]
    Миновал Улемец. Чуть не убрался 1 раз на ровном месте на спуске.
    [​IMG]
    Речка Огорь. Для сравнения. Утром и сейчас. Прошло 3 с половиной часа.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Дальше по следам лесовоза в подьём – совсем каток. Велик тупо буксует и не едет, тут иду. Но лесовоз вскоре свернул в сторону.
    [​IMG]
    А по такому – неплохо, еду 15-17.
    [​IMG]
    Так вот было десятки раз за день. Как я не завалился ни разу…
    [​IMG]
    Уже красоты зимы!
    [​IMG]
    [​IMG]
    Обогнан уазом. Перед спуском к Бердовке, спешился. Даже пешком, чуть пару раз не упал на спуске. То место, где скользил ещё утром. Фотик отпотевает, и пользоваться им всё труднее.
    Брянская область. 10км до финиша. И вот здесь, на пупковской дороге, был самый ад. Многоколейность и скользотень. Неровность. Ветер встречный. Тягун. Снег в лицо. 4км до Пупково ехал со скоростью 8-9. Обогнан девяткой. Хотя вообще тут красиво.
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    В Пупково грунт ровнее. Ветер слабее. Скорость 15-16. Так же и до Любохны. Скользота по ровному грунту никак не напрягала, хотя тормозил велик плохо. Мосты через Болву.
    [​IMG]
    [​IMG]
    К 15-ти часам был дома. Надеялся что к часу дня, изначально. 70 км: 62 км грунт (в т.ч. 1,5-2км без дорог), 7 км грейдер, 1км асфальт.
    К этой местности, свои вопросы в целом закрыл. Да неясно пока, где те бойцы….


    А теперь, вопрос, просьба к знатокам архивного поиска подсказать, как найти информацию, куда перенесено захоронение.
    Ищут вот этого бойца –
    http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53411025
    “д. Серганин, юго-западнее, 1300 м, большак” - то самое место, где я побывал. Захоронения там нет. Область – раньше был край орловской области, указанный дятьковский район – сейчас в составе брянской области, хотя именно это место - сейчас край калужской области, нынешнего жиздринского района.

    Воинские захоронения жиздринского района перечислены здесь –
    http://forum.vgd.ru/102/12652/30.htm
    Ближайшие к этому месту – эти –
    13. Памятник в центре с. Улемец (захоронены воины 407, 444, 539 стрелковых полков 108 дивизии 50 Армии, погибшие в боях за освобождение территории Улемецкого сельсовета в 1943 г. – 250 чел.).
    15. Памятник в д. Яровщина (братская могила в д. Песочня, захоронены воины 1287, 1289, 1291 стрелковых полков 11 стрелковой дивизии 50 Армии, погибшие в боях за освобождение территории Яровщинского сельсовета в августе 1943 г. - 221 чел.).

    Увы, ни на одном из них, фамилия Горкунов (Гаркунов или ещё что-либо похожее) не указана (хотя в Улемце как раз 108 СД). Видимо, перенесли но не сюда. На окрестных сельских кладбищах тоже нет. Как можно узнать, куда и когда перенесено это захоронение? И как далеко его вообще могли перенести, учитывая наличие этих двух воинских захоронений как раз по пути того самого большака на расстоянии не более 10 км от искомого, одного севернее, другого южнее? Надо ещё с местными поговорить, но это летом, когда народ хоть на улице будет…

    Тот большак – не просто большак, это бывший путь с Брянска на Жиздру и далее на Москву. Как бы бывший аналог трассы М3. Другое дело, что жизнь сложилась так, что деревень многих не стало, а новые трассы появились, и похороненные отнюдь не в дремучем лесу бойцы – в таковом через 70 лет оказались…
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Online

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.085
    Спасибо SB:
    24.671
    Отзывы:
    620
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Первая Мировая
    Dron32, впечатляет проделанный путь! Очень нравится стиль повествования!
     
    Dron32 нравится это.
  4. Offline

    Dron32 Полковникъ

    Регистрация:
    18 окт 2015
    Сообщения:
    149
    Спасибо SB:
    1.636
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Брянск
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    История ВОВ, туризм, краеведение
    Спасибо!
    Когда выбираешься куда-либо редко, то и восприятие этого более сильное, мне кажется, и рассказывая об этом - ещё раз переживаешь все события. Хотя по большому счёту, полдня всего потрачено. Сее должно было состояться двумя неделями ранее (29 ноября), по морозцу и без снега, накануне упаковал велик и собрал вещи, встал в 5-20, позавтракал, и тут выяснилось что у младшего ребёнка сильнейшая аллергия. Ну, куда тут ехать, спать снова лёг в 6, и денёк был не из лёгких потом. Если б не этот сорвавшийся раз, наверно видя в прогнозах снег и не поехал бы туда уже в этом году.

    А про бойца того что искал - в соотв. разделе здесь напишу, надо только время найти, чтоб толково карты сделать. У нас на нашем брянском форуме место на карте указали, мемориалы соседние обойти посоветовали, в администрацию обратиться (хотя и признали что наверно бессмысленно).
     
    PaulZibert нравится это.
  5. Online

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.085
    Спасибо SB:
    24.671
    Отзывы:
    620
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Первая Мировая
    Чем то отдалённо навеяло!
    http://smolbattle.ru/threads/Дорога-в-34-км.37461/

    Кстати а как началось Ваше увлечение? С каких профильных форумов начинали, итд.
    Думаю многим будет интересно!
     
  6. Offline

    olgaprz Новобранец

    Регистрация:
    14 фев 2021
    Сообщения:
    10
    Спасибо SB:
    4
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Estonia
    Из:
    Tallinn
    Интересы:
    поиск предков
    Добрый день. Мне тоже понравилось Ваше описание, лето я проводила у бабушки в деревне Судимир, недалеко от Овсорока. В деревне был памятник, братская могила.
    Вы нашли своих бойцов?
     
    PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей