Восстановить имя лётчика?

Тема в разделе "Самолёты и авиация", создана пользователем Savok, 23 дек 2020.

  1. Offline

    Savok Полковникъ

    Регистрация:
    9 ноя 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    Самолёт был сбит 24-го или 25-го июня 1944. По воспоминаниям очевидцев -" 4 или 6 немецких самолётов, около часа, гоняли наш истребитель пока не подожгли. Лётчик пытался посадить горящий самолёт но немецкие самолёты провожали его до самой земли продолжая стрелять. Самолёт перевернулся и горящий развалился цепляясь за деревья в лесу. На место падения немцы ещё бомбу сбросили. Лес где самолёт упал окружили полицаи и власовцы и никого туда не подпускали, а через день или на следующий пришли наши. Останки лётчика похоронили на кладбище в соседней деревне (разные, обгоревшие части тела находили несколько дней и несколько раз подхоранивали). На месте падения ни чего крупного с номером к сожалению не нашлось, но попалась гильза вроде от 37мм. пушки и патроны 12,7 мм., (предполагаю что это был як-9т.) сам гуглил и нашёл 133-й гвардейский ИАП, но данных по потерям пилотов не нашёл. Место падения:

    IMG_20201223_211100.jpg

    Витебская обл. Толочинский район (координаты 54.482713 29.841889)
     
    Последние данные обновления репутации:
    AVIA: 1 пункт (Спасибо за Тему.) 8 янв 2021
    Последнее редактирование модератором: 24 дек 2020
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Savok Полковникъ

    Регистрация:
    9 ноя 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    IMG_20201116_132008.jpg
    Сообщения объединены, 23 дек 2020, время первого редактирования 23 дек 2020
    IMG_20201116_131957_BURST003.jpg
     
  4. Offline

    Savok Полковникъ

    Регистрация:
    9 ноя 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    две детальки на опознание самолёта. IMG_20210101_212944.jpg IMG_20210101_212958.jpg
     
  5. Online

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    11.421
    Спасибо SB:
    34.128
    Отзывы:
    570
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    А само захоронение лётчика сохранилось до наших дней?
     
    Khron нравится это.
  6. Offline

    AVIA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 ноя 2011
    Сообщения:
    1.138
    Спасибо SB:
    2.998
    Отзывы:
    158
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сафоново
  7. Offline

    kotov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 дек 2015
    Сообщения:
    1.538
    Спасибо SB:
    2.334
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московия
    Имя:
    Волонтёр
    Интересы:
    Разные
    Добрый вечер Savok, по этим \деталькам\ самолёт не определяется , в обиходе называется \ шму-...\. Номера пробиты и зафиксированы в документах на моторе гарантировано. По ассортименту бортового оружия и работа с архивами.
     
  8. Offline

    Savok Полковникъ

    Регистрация:
    9 ноя 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    v
    захоронение есть, на кладбище возле деревни Заднево.
     
  9. Offline

    Мирумир Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 ноя 2016
    Сообщения:
    2.164
    Спасибо SB:
    3.779
    Отзывы:
    121
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    поиск родных
    upload_2021-1-3_18-55-11.png
     
  10. Offline

    Savok Полковникъ

    Регистрация:
    9 ноя 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    извиняюсь, похаронен не в Заднево, а в Рыжичах и если верить журналу то это Петров Иван Иванович под номером 107
     
    Последнее редактирование: 3 янв 2021
  11. Offline

    JR22 мохнарылый чебубан

    Регистрация:
    27 авг 2016
    Сообщения:
    1.843
    Спасибо SB:
    13.285
    Отзывы:
    237
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Кингисепп
    Интересы:
    История
    У вас на фото гильза нс37 и рзорванные гильзы от УБ. Таким истребителем с таким вооружением на борту мог быть ЯК -9 Т например.
     
    Savok нравится это.
  12. Offline

    AVIA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 ноя 2011
    Сообщения:
    1.138
    Спасибо SB:
    2.998
    Отзывы:
    158
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сафоново
    Возможно и Петров, надо разбираться. В журнале указан район выбытия - "вилка" с указанием северной и южной границы падения ( попадают в эту "вилку" оба). Истребители на задание вылетали двойкой: ведущий - ведомый. Ведомого могли сбить раньше и "гонять около часа" более опытного - ведущего. Как бы там ни было, однозначный ответ могут дать только номера деталей самолета.
     
    fidji, Savok и Зяблик нравится это.
  13. Offline

    Savok Полковникъ

    Регистрация:
    9 ноя 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    второй самолёт возле деревни Переволочная (кокраз севернее Свидерщина) но, что там за самолёт я пока ответить не могу (не работал на месте падения) и живых свидетелей боя там не осталось. Лётчик похаронен там же на кладбище как неизвестный.
     
  14. Offline

    AVIA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 ноя 2011
    Сообщения:
    1.138
    Спасибо SB:
    2.998
    Отзывы:
    158
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сафоново
    Юниор, alex@nder 222, fidji и 2 другим нравится это.
  15. Offline

    Мирумир Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 ноя 2016
    Сообщения:
    2.164
    Спасибо SB:
    3.779
    Отзывы:
    121
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    поиск родных
    Свой последний воздушный бой заместитель командира эскадрильи 115-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии лейтенант Иван Артемьев провел в небе над Толочином. Иван Тимофеевич вылетел на разведку войск противника, скопившихся в районе населенных пунктов Славени и Славное. В этой зоне базировался немецкий аэродром, где было обнаружено до 30 самолетов Ю-87. Советские штурмовики Ил-2 в сопровождении истребителей Як-9, одним из которых управлял Иван Артемьев, начали его бомбардировку. После успешно выполненного боевого задания в районе станции Славное гвардии лейтенант возвращался на свой аэродром. Его атаковали четыре немецких истребителя. Летчик отважно вступил в неравный бой... Иван Артемьев увел свой подбитый горящий самолет Як-9 от деревень Славени и Заречье и направил его в реку. В последние отведенные ему минуты Иван Тимофеевич думал не о себе, а о спасении людей, о том, чтобы машина не рухнула на крыши домов. читать полностью https://news.myseldon.com/ru/news/index/227743561
     
    Юниор, alex@nder 222, fidji и 2 другим нравится это.
  16. Offline

    Savok Полковникъ

    Регистрация:
    9 ноя 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    Да, действительно оба лётчика официально захоронены в братском воинском захоронении в д. Славени, но это 30 км. от места указанного в журнале выбытия.
     
  17. Offline

    fidji Команда форума

    Регистрация:
    15 апр 2010
    Сообщения:
    3.834
    Спасибо SB:
    17.426
    Отзывы:
    672
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Екатерина
    Интересы:
    поиск, генеалогия, история
    В наградном листе нашего земляка из д. Нарцизово Владимира Антоновича Пасютина, однополчанина Ивана Тимофеевича Артемьева, имеются сведения о действиях авиации 25 и 26 июня 1944 года. Летчики вылетали на разведку войск противника, скопившихся в районе населенных пунктов Славени и Славное. В этой зоне базировался и немецкий аэродром, где было обнаружено до 30 самолетов Ю-87. В эти два дня штурмовики Ил-2 в сопровождении истребителей Як-9 бомбили скопления машин и немецкий аэродром. В этих боевых действиях и погибли наши летчики. Владимир Пасютин помог установить место падения Ивана Артемьева на следующий день после гибели летчика.
    https://ok.ru/slavnoe/topic/70590230479019
    Получается, навряд ли это Артемьев.....
    Сообщения объединены, 6 янв 2021, время первого редактирования 6 янв 2021
    Пасютин Владимир Антонович
    Год рождения: __.__.1920
    Место рождения: Белорусская ССР, Витебская обл., Толочинский р-н, Нарцизово
    Воинское звание: гв. мл. лейтенант
    1.jpg
    https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1100770398/?
     
    Khron, Мирумир и Юниор нравится это.
  18. Offline

    AVIA Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 ноя 2011
    Сообщения:
    1.138
    Спасибо SB:
    2.998
    Отзывы:
    158
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сафоново
    По-скольку, благодаря проекту Память народа, мы имеем "под рукой" документы-первоисточники, давайте разбираться какая информация правдоподобна, а какая является домыслом.

    Действительно, 25.06.1944 г. группа из 4-х самолетов ЯК-9, 115 Гв.АП под командой гв.лейтенанта Золотова с 12.25 до 13.25 совершала разведывательный полет по маршруту г.Борисов - г.Орша. На пути следования встретили последовательно 3 группы самолетов противника, сбили 3 самолета. Проходя через аэродром г.Толочин, заметили на аэродроме 1 самолет, который и сожгли. Возможно в этой группе разведчиков и находился Пасютин В.А..
    Что касается обнаружения 25.06.1944 г. 30 самолетов Ю-87 на аэродроме г.Толочин (или в районе) и бомбардировки этого аэродрома, то такой информации в документах штурмовиков 3 ШАК или истребителей 2 ИАК - нет.
    золотов дмит.алекс.-артемьев.jpg (ссылку на документы размещал выше).

    Понять какую задачу выполняла группа Артемьева помогают данные из Наградного Кожевникова. В Наградном указано, что падение сбитого им истребителя противника подтверждают штурмовики 897 ШАП (в действительности - 893 ШАП).
    Какую задачу выполнял 893 ШАП 25.06.1944 . находим в документах 3 ШАК:
    - 32 штурмовика под прикрытием 8 истребителей вылетели на уничтожение отходящих войск противника от Обухова на Толочин; воспрещение разрушения ж.д. полотна от г.Орши до г.Толочин (уничтожение путеразрушителя); подавление батарей зенитной артиллерии на ст. Коханово.
    По наблюдению стрелков штурмовиков горящие самолеты Артемьева и Петрова врезались в землю в районе Н. Жизнь, Дроздово ( 2 - 7 км с/в Толочин). Штурмовики 893 ШАП так же понесли потери: 1 самолет сбит у ст.Коханово, два самолета - над целью.
    893 шап.jpg

    ------------

    "Установить место падения его (Артемьева) самолета на следующий же день помог однополчанин, летчик Владимир Пасютин, уроженец Толочинщины, хорошо знавший местность."
    К 18.00 26.06.1944 г. передовые части 19 ТБр. освободили г.Толочин. Западнее г.Толочин ( в районе Славени- Славное) еще шли бои и указать место падения истребителя Владимир Пасютин мог только на освобожденной территории ( в районе восточнее г.Толочин).

    Из личного: военное детство моего отца прошло на ст. Толочини и он был очевидцем (вероятно этого воздушного боя). Он рассказывал, что со ст.Толочин в направлении Озерцы он наблюдал, как несколько немецких самолетов долго гонялись за нашим юрким самолетом , но в конце концов сбили его.
    Тема позволила мне вспомнить этот рассказ.
     
    fidji и Мирумир нравится это.

Поделиться этой страницей