д.Тягловщина.Смоленский район(Краснинский уезд) Смоленской области

Тема в разделе "Смоленский район", создана пользователем lipa, 28 окт 2020.

  1. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Вношу некоторые правки. Итак, водителем грузовика, который жил напротив Тимофеевича и рядом с нами, был не Николай, а Никифор Михайлович Левченков. Этот человек - родной брат моего деда. Деда я не знала, он погиб на войне, а с дедом Никешей мы много общались. Он был к тому же большим любителем охоты и брал нашего гончего пса Рекса:). А мне доставались трофеи в виде заячьих хвостов...
    И второе уточнение - автомобиль Победу приобрели не во время председательства моего отца, а при прежнем председателе Антонове, который был любитель красиво жить:). Потом, когда отец уходил с должности, а колхоз расформровали (укрупняли хозяйства), то отца чуть ли не упрашивали выкупить это авто для личного пользования, но он отказался. Это все помнит моя старшая сестра Людмила:).
    Никифор Михайлович родился в 1915 г. в д. Тягловщина, в 1937 г. закончил военное училище, мл. лейтенант, лейтенант, в 1941 г. попал в окружение, с трудом из него вышел к своим, был в партизанском отряде командиром штаба. После окончания войны за то, что был в окружении попал в лагерь, проводили проверку... Потом отпустили, но сам этот факт переживал лн тяжело. Выбило его это из колеи, долго ездил по чужим краям, вернулся в Тягловщину только во второй половине 50-х... Частенько они с моим отцом беседовали на нашей кухне о войне...
    дед Никеша.jpg
     
    Последнее редактирование: 7 ноя 2020
    Alexis и Юлиа нравится это.
  2. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Я дважды уже объяснил чему был посвящен мой комментарий, могу повторить в третий раз, раз вы пишите что не понимаете.
    Еще раз. Вы процитировали фразу И.В. Сахарова о том, что "В течение длительного времени, с XV века по середину XVII века, смоленский край пребывал в составе Великого княжества Литовского, а затем Польского королевства".
    Я утверждаю, что это фраза некорректна, потому что Смоленщина была в составе ВКЛ и Речи Посполитой НЕ НЕПРЕРЫВНО 250 ЛЕТ с 15 по середину 17 века, а ВСЕГО ЛИШЬ двумя периодами - 110 лет с 15 по 16 век, и 43 года в начале 17 века.
    Как еще понятнее объяснить - простите, не знаю.

    Мой комментарий касался не ваших слов. А слов Сахарова.
    Лично ваши слова я не комментировал и комментировать не могу, потому как не вижу предмета для спора.
    Вы пишите "Я именно и подчеркиваю, что историки упорно навязывают мысль, что на Смоленщине поляки правили балом. И шляхта смоленская у них называется польской"
    Какие конкретно историки? В какой период поляки правили балом? Ничего не понятно, не конкретно, без ссылок на источники, на авторов.

    Может вы имели в виду время, когда поляки жгли и разрушали православные храмы на Смоленщине, одержимые лютой ненавистью к православию?
    И когда часть русских дворян принимала польское подданство, католическое вероисповедание, предавала православную веру ради сохранения своих поместий, своих крепостных русских крестьян?
    Я не могу догадываться о том, что вы имеете в виду, поэтому и спорить мне не о чем. Всегда поддержу аргументированный диалог, с конкретными ссылками на достоверные источники.

    Федоров Б.Г. Смоленская шляхта Т.1.
    М.: Русское экономическое общество, 2006. 496 с.:

    шляхта-1.jpg

    Смоленские Епархиальные Ведомости 1889г №11 стр. 517-519:

    шляхта-2.jpg

    "Были нѣкогда славяне даже в Италии, в Пруссии, по рѣкамъ Одеру, Лабѣ, в Помории или Померании; но они приняли римскую вѣру и слились с тамошними народами, и не осталось от них и слѣда.
    А Польша— сколько зла принесла она своим братьям по крови—русским! Понимали еще тогда это великое зло наши древние князья и поэтому на всѣ лестныя рѣчи и обѣщания папских послов отвѣчали рѣшительным отказом.

    Но когда южная Русь подпала власти Польши, то вѣрѣ Православной там стала угрожать великая опасность.
    Поляки, особенно иезуиты (так называются особые латинские монахи, которые всю свою жизнь обѣщаются служить безпрекословно римскому папѣ, для распространения его власти, не разбирая никаких средств), стали всячески унижать пастырей Церкви Православной, старались производить в pyccкie apxiepeи таких людей, которые втайнѣ дружили с поляками, других епископов и знатных людей обольщали хитрым ласкательством, не давали православным дворянам никаких прав, а простой народ всячески притѣсняли, и все это для того, чтобы ввести на Руси свои нравы, свой язык и свою латинскую вѣру.
    Много наших дворян, даже из потомков В. Кн. Владимира, перешло тогда в латинство, измѣнило православной вѣрѣ и родному народу, лишь бы сохранить свои права;
    но простой народ не поддался такому полному отступничеству: он горячо любил свою вѣру православную и дорожил ея обрядами."
     
  3. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Это не важно, чьи слова Вы комментировали. В любом случае, наши подсчеты не совпадают. И это потому, что мы точки отсчета разные берем. Я утверждаю, что Смоленское княжество и по составу населения, и по культуре, и по нравам, законам писаным и неписаным, до момента присоединения к России была ближе к Руси Литовской, чем не к "Руси Московской". Я могу вообще ничем не аргументировать свое мнение, да и цели такой нет.
    Простите, вот не надо бы этого! Не по адресу. Какое отступничество? Да в 15 веке народ еще старую веру знал и помнил. Сколькими перстами крестился, кстати? А через сто лет его в очередной раз переучивали верить по-другому. Ну, вот в чем Вы упрекаете народ, который, попадая под политические влияния меняющихся властей, несмотря на меняющиеся в угоду их интересов конфессиональные пристрастия, пытался и сохранял суть своей веры. Именно за так называемое "язычество" частенько упрекали народ Смоленщины и соседней Беларуси уже в конце 19-начале 20 века. Не очень понятен пафос Ваших цитат. Точнее понятен, но не ясна их цель:).
    Оставим конфессиональные распри тем, кто в них имеет интерес, а уж народ сполна заплатил за так называемые "измены".
    Да, я разумеется по народом понимаю НАРОД, а не то, как это трактовал Марксизм-ленинизм.
    Предложу-ка я на этот счет мнение русского человека:):
    Алексей Константинович Толстой

    Поток-богатырь (1871)




    1

    Зачинается песня от древних затей,
    От веселых пиров и обедов,
    И от русых от кос, и от черных кудрей,
    И от тех ли от ласковых дедов,
    Что с потехой охотно мешали дела;
    От их времени песня теперь повела,
    От того ль старорусского краю,
    А чем кончится песня - не знаю.

    2

    У Владимира Солнышка праздник идет,
    Пированье идет, ликованье,
    С молодицами гридни ведут хоровод,
    Гуслей звон и кимвалов бряцанье.
    Молодицы что светлые звезды горят,
    И под топот подошв, и под песенный лад,
    Изгибаяся, ходят красиво,
    Молодцы выступают на диво.

    3

    Но Поток-богатырь всех других превзошел:
    Взглянет-искрами словно обмечет:
    Повернется направо- что сизый орел,
    Повернется налево - что кречет;
    Подвигается мерно и взад и вперед,
    То притопнет ногою, то шапкой махнет,
    То вдруг станет, тряхнувши кудрями,
    Пожимает на месте плечами.

    4

    И дивится Владимир на стройную стать,
    И дивится на светлое око:
    «Никому, - говорит, - на Руси не плясать
    Супротив молодого Потока!»
    Но уж поздно, встает со княгинею князь,
    На три стороны в пояс гостям поклонясь,
    Всем желает довольным остаться -
    Это значит: пора расставаться.

    5

    И с поклонами гости уходят домой,
    И Владимир княгиню уводит,
    Лишь один остается Поток молодой,
    Подбочася, по-прежнему ходит,
    То притопнет ногою, то шапкой махнет,
    Не заметил он, как отошел хоровод,
    Не слыхал он Владимира ласку,
    Продолжает по-прежнему пляску.

    6

    Вот уж месяц из-за лесу кажет рога,
    И туманом подернулись балки,
    Вот и в ступе поехала баба-яга,
    И в Днепре заплескались русалки,
    В Заднепровье послышался лешего вой,
    По конюшням дозором пошел домовой,
    На трубе ведьма пологом машет,
    А Поток себе пляшет да пляшет.

    7

    Сквозь царьградские окна в хоромную сень
    Смотрят светлые звезды, дивяся,
    Kaк по белым стенам богатырская тень
    Ходит взад и вперед, подбочася.
    Перед самой зарей утомился Поток,
    Под собой уже резвых не чувствует ног,
    На мостницы как сноп упадает,
    На полтысячи лет засыпает.

    8

    Много снов ему снится в полтысячи лет:
    Видит славные схватки и сечи,
    Красных девиц внимает радушный привет
    И с боярами судит на вече;
    Или видит Владимира вежливый двор,
    За ковшами веселый ведет разговор,
    Иль на ловле со князем гуторит,
    Иль в совете настойчиво спорит.

    9

    Пробудился Поток на Москве на реке,
    Пред собой видит терем дубовый;
    Под узорным окном, в закутнбм цветнике,
    Распускается розан махровый;
    Полюбился Потоку красивый цветок,
    И понюхать его норовится Поток,
    Как в окне показалась царевна,
    На Потока накинулась гневно:

    10

    «Шеромыжник, болван, неученый холоп!
    Чтоб тебя в турий рог искривило!
    Поросенок, теленок, свинья, эфиоп,
    Чертов сын, неумытое рыло!
    Кабы только не этот мой девичий стыд,
    Что иного словца мне сказать не велит,
    Я тебя, прощелыгу, нахала,
    И не так бы еще обругала!»

    11

    Испугался Поток, не на шутку струхнул:
    «Поскорей унести бы мне ноги!»
    Вдруг гремят тулумбасы; идет караул,
    Гонит палками встречных с дороги;
    Едет царь на коне, в зипуне из парчи,
    А кругом с топорами идут палачи, -
    Его милость сбираются тешить,
    Там кого-то рубить или вешать.

    12

    И во гневе за меч ухватился Поток:
    «Что за хан на Руси своеволит?»
    Но вдруг слышит слова: «То земной едет бог,
    То отец наш казнить нас изволит!»
    И на улице, сколько там было толпы,
    Воеводы, бояре, монахи, попы,
    Мужики, старики и старухи -
    Все пред ним повалились на брюхи.

    13

    Удивляется притче Поток молодой:
    «Если князь он, иль царь напоследок,
    Что ж метут они землю пред ним бородой?
    Мы честили князей, но не эдак!
    Да и полно, уж вправду ли я на Руси?
    От земного нас бога господь упаси!
    Нам Писанием ведено строго
    Признавать лишь небесного бога!»

    14

    И пытает у встречного он молодца:
    «Где здесь, дядя, сбирается вече?»
    Но на том от испугу не видно лица:
    «Чур меня, - говорит, - человече!»
    И пустился бежать от Потока бегом;
    У того ж голова заходила кругом,
    Он на землю как сноп упадает,
    Лет на триста еще засыпает.

    15

    Пробудился Поток на другой на реке,
    На какой? не припомнит преданье.
    Погуляв себе взад и вперед в холодке,
    Входит он во просторное зданье,
    Видит: судьи сидят, и торжественно тут
    Над преступником гласный свершается суд.
    Несомненны и тяжки улики,
    Преступленья ж довольно велики:

    16

    Он отца отравил, пару теток убил,
    Взял подлогом чужое именье
    Да двух братьев и трех дочерей задушил -
    Ожидают присяжных решенья.
    И присяжные входят с довольным лицом:
    «Хоть убил, - говорят, - не виновен ни в чем!»
    Тут платками им слева и справа
    Машут барыни с криками: браво!

    17

    И промолвил Поток: «Со присяжными суд
    Был обычен и нашему миру,
    Но когда бы такой подвернулся нам шут,
    В триста кун заплатил бы он виру!»
    А соседи, косясь на него, говорят:
    «Вишь, какой затесался сюда ретроград!
    Отсталой он, то видно по платью,
    Притеснять хочет меньшую братью!»

    18

    Но Поток из их слов ничего не поймет,
    И в другое он здание входит;
    Там какой-то аптекарь, не то патриот,
    Пред толпою ученье проводит:
    Что, мол, нету души, а одна только плоть
    И что если и впрямь существует господь,
    То он только есть вид кислорода,
    Вся же суть в безначалье народа.

    19

    И, увидя Потока, к нему свысока
    Патриот обратился сурово:
    «Говори, уважаешь ли ты мужика?»
    Но Поток вопрошает: «Какого?»
    «Мужика вообще, что смиреньем велик!»
    Но Поток говорит: «Есть мужик и мужик:
    Если он не пропьет урожаю,
    Я тогда мужика уважаю!»

    20

    «Феодал! - закричал на него патриот, -
    Знай, что только в народе спасенье!»
    Но Поток говорит: «Я ведь тоже народ,
    Так за что ж для меня исключенье?»
    Но к нему патриот: «Ты народ, да не тот!
    Править Русью призван только черный народ!
    То по старой системе всяк равен,
    А по нашей лишь он полноправен!»

    21

    Тут все подняли крик, словно дернул их бес,
    Угрожают Потоку бедою.
    Слышно: почва, гуманность, коммуна, прогресс,
    И что кто-то заеден средою.
    Меж собой вперерыв, наподобье галчат,
    Все об общем каком-то о деле кричат,
    И Потока с язвительным тоном
    Называют остзейским бароном.

    22

    И подумал Поток: «Уж, господь борони,
    Не проснулся ли слишком я рано?
    Ведь вчера еще, лежа на брюхе, они
    Обожали московского хана,
    А сегодня велят мужика обожать!
    Мне сдается, такая потребность лежать
    То пред тем, то пред этим на брюхе
    На вчерашнем основана духе!»

    23

    В третий входит он дом, и объял его страх:
    Видит, в длинной палате вонючей,
    Все острижены вкруг, в сюртуках и в очках,
    Собралися красавицы кучей.
    Про какие-то женские споря права,
    Совершают они, засуча рукава,
    Пресловутое общее дело:
    Потрошат чье-то мертвое тело.

    24

    Ужаснулся Поток, от красавиц бежит,
    А они восклицают ехидно:
    «Ах, какой он пошляк! ах, как он неразвит!
    Современности вовсе не видно!»
    Но Поток говорит, очутясь на дворе:
    «То ж бывало у нас и на Лысой Горе,
    Только ведьмы хоть голы и босы,
    Но, по крайности, есть у них косы!»

    25

    И что видеть и слышать ему довелось:
    И тот суд, и о боге ученье,
    И в сиянье мужик, и девицы без кос -
    Все приводит его к заключенью:
    «Много разных бывает на свете чудес!
    Я не знаю, что значит какой-то прогресс,
    Но до здравого русского веча
    Вам еще, государи, далече!»

    26

    И так сделалось гадко и тошно ему,
    Что он наземь как сноп упадает
    И под слово прогресс, как в чаду и дыму,
    Лет на двести еще засыпает.
    Пробужденья его мы теперь подождем;
    Что, проснувшись, увидит, о том и споем,
    А покудова он не проспится,
    Наудачу нам петь не годится.
    Сообщения объединены, 8 ноя 2020, время первого редактирования 8 ноя 2020
    Мне хорошо знакомы такие риторические приемы:). Вы спорите не со мной, а с Вами же выдвигаемыми гипотетическими высказываниями. А по сему, предмет разговора совершенно неуловим. На Смоленщине и поляки жгли и разрушали, и татары, и московские княжеские дружины.... Не вписывается картинка в конфессиональные противоречия, как ни аргументируй. Правда, Вы и тут не последовательны - зачем-то разделили дворян и "народ", а это уже классовые противоречия:). Я открыла тему, чтобы собрать тут людей, которые связаны со Смоленщиной, имеют там корни и тех, кто может поделиться полезной информацией, знаниями, воспоминаниями об этих местах. Да, были на Смоленщине русские католики. Были атеисты, коммунисты и много кого еще. Давайте не будем тут в роли судей выступать, это и неуместно и не по-христиански.
    Сообщения объединены, 8 ноя 2020
    Для тех, кто не имеет возможности и желания знакомиться с историей смоленского старого дворянства (шляхты) по архивным документам, есть смыл посмотреть дореволюционное исследование на эту тему:
    Годунов В. И., Королев А. Н. История 3-го Уланского Смоленского Императора Александра III полка. — Либава: типо-лит. «Либавский вестник», 1908.
    http://militera.lib.ru/h/0/pdf/godunov_korolyov01.pdf
    Конечно, есть в работе и дежурные хвалебные слова в адрес русских государей, но основное - это совершенно дичайшие условия, в которые власти поставили смоленскую шляхту и как при этом она несла службу отечеству.
     
    Последнее редактирование: 8 ноя 2020
    Татьяна**А и Alexis нравится это.
  4. Offline

    IAP Приказный

    Регистрация:
    1 ноя 2020
    Сообщения:
    18
    Спасибо SB:
    8
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Kyiv
    Интересы:
    История
    Сообщения объединены, 8 ноя 2020, время первого редактирования 8 ноя 2020
    Да
    Да лицо знакомое но не знаю почему отложилось что звали его Николай может Никифор редкое имя и его переделали в деревне. А приехал он в Тягловщину скорее все таки вначале пятидесятых но это так мелочи т.к я уехал в 58-м а он уже несколько лет работал а других водителей я не помню В Новоселье водитель Иван по прозвищу Хлюст
    Сообщения объединены, 8 ноя 2020


    1557



    538


    ИстПросвет

    10 729 подписчиков


    Почему после 100 лет под властью Литвы Смоленск не захотел добровольно присоединяться к Москве

    19 сентября
    56 тыс. дочитываний
    3,5 мин.


    Добрый день, уважаемые подписчики и читатели канала! Витовт подчинил Смоленскую область в 1404 г., посадил в смоленских городах своих наместников и установил, таким образом, в русской земле власть «ляхов».

    И начались притеснение и наезды
    Можно было бы подумать, что поляки и литва тут же бросились заселять русское княжество и отнимать у туземцев землю, но источники эту версию опровергают. Вопреки ожидаемому, наплыва иноземцев, как, впрочем, и католического засилья, в Смоленске не наблюдалось. Никто особенно завоёванных смолян не беспокоил, и они продолжали жить своей обычной жизнью.


    [​IMG]

    1404 г. - Витовт присоединяет Смоленск к Литве

    Католическая церковь в Смоленске практически бездействовала. Единственный костел во всём княжестве обслуживал нужды иностранцев. Приказов о насильственной католизации из Вильно в Смоленск не поступало, и каждый имел право молиться такому богу, какому хотел.

    Смоляне принимают власть Литвы
    Косвенным доказательством гибкой политики Вильно в отношении Смоленска может служить стойкость смоленских полков в битве при Грюнвальде в 1410 году. Смоленское боярство вошло в состав литовского правящего класса, и русские бояре верой и правдой служили великим литовским князьям. На протяжении всего 15 в. они почитали в них своих господарей и искали у них защиты. А если была нужда, вступались за них и защищали их интересы. Когда в 1432 г. Сигизмунд Кейстутович сверг князя Свидригайло, смоляне остались верны законному правителю и помогли ему отвоевать престол у Сигизмунда.

    Антилитовские силы, смоленский патриотизм и вечевое самоуправление
    Было бы преувеличением думать, что в Смоленске не было антилитовских настроений. Очень ярко они проявились в 1435-1439 гг. Тогда в Смоленской земле разразился страшный голод. Смерть от истощения выкашивала людей семьями. Трупы едва успевали собирать и «метать» в «скудельницы».


    [​IMG]

    Смоленск в начале 16 века
    Литва в то время переживала «междуцарствие», а разгар великого мора совпал по времени с присягой великому князю Казимиру Ягеллону. Власти не приняли должных мер и не оказали помощи людям. В результате, в 1440 г. в Смоленске вспыхнуло народное восстание. Наместник Сакович, местные бояре и дворянство выступили против городских низов. Произошло сражение, в котором чернь была разбита. Однако победители поспешно ретировались в Литву, ибо чувствовали шаткость своего положения.

    По иронии судьбы, бунт возмущённых низов начинался с собрания на городском вече. Этот орган народного представительства был сохранён литовцами и действовал в Смоленске при их власти. В середине 15 – начале 16 вв. «черные люди» Смоленска обладали широкими правами: они приносили присягу, ходатайствовали перед великим князем и получали от него «привилеи» вместе с другими сословиями.
    В 1440 г. смоляне хотели отложиться от Литвы и мечтали вернуть себе независимость. В дальнейшем литовские власти многое сделали для того, чтобы никто в Смоленске не испытывал больше таких желаний.

    Мирная интеграция гораздо лучше завоевания
    Для начала в 1449 г. Казимир IV добился от Василия Темного отказа притязаний на Смоленск и Смоленскую землю. Далее, в течение второй половины 15 в. власти Вильно предоставили Смоленску важнейшие права и привилегии, узаконив их королевскими грамотами.


    [​IMG]

    Карта Смоленского княжества
    Последняя из трёх грамот, подписанная в 1505 г., даровала Смоленску в неприкосновенность церковной собственности, исполнение прав завещания, законный порядок разрешения судебных споров, свободу граждан от ареста и заключения под стражу за мелкие преступления. Жители Смоленска также освобождались от многих государственных повинностей (предоставление подвод и коней, плата за тамгу (клеймение лошадей) и так далее). С 1500 по 1515 гг. смоляне освобождались от уплаты торговой пошлины.

    Специальные статьи «привилея» 1505 г. запрещали литовцам держать в Смоленске свои корчмы и уравнивали в правах князей, бояр и панов смоленских с литовскими. Королю запрещалось «вступать» в старинные вотчины смоленской знати, чего он, впрочем, и так никогда не делал.

    Московским подданным даже во сне не снился столь широкий перечень прав и свобод. Не удивительно, что в Смоленске начала 16 в. местный патриотизм заметно поутих. Население было довольно своим положением и уже не требовало изменений. Интеграция в Великое княжество Литовское закончилась успехом. Но рядом была Москва, правители которой считали Смоленск своей собственностью и тайно готовились к его захвату.
    Читайте продолжение в следующих выпусках. В нём будет рассказано о первом походе Василия III на Смоленск и причинах его неудачи.

    P.S. Канал нуждается в подписчиках, лайках, репостах и дерзких комментариях. Буду чрезмерно благодарен за каждый искренний отклик! Подписчикам обещаю интересные статьи.
    Читать все выпуски канала ИстПросвет
     
  5. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Нет, Никифора в деревне так и звали:).
    И к вопросу о том, почему деревня опустела к 60 м годам. Список (не полный) тех, кто не вернулся с войны из Тягловщины, Новоселья, Лоева, Дорогани.
    1. АверченковВласФедорович(рядовой)
    Рядовой, родился в 1914 году д.Новоселье. Пропал без вести в апреле 1942г.

    2. АверченковПетрОсипович(мл.сержант)
    Родился в 1908 году в д.Новоселье. Пропал без вести в ноябре 1943г.

    3. АгеенкоНикифорФедорович
    Родился в 1911году в д.Новоселье. Погиб в бою 23 октября 1943г. Похоронен: д.Костино, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    4. АгеенковЕвсейЗахарович(рядовой)
    Рядовой, родился в 1911г в д.Вербилово. Пропал без вести в ноябре 1943г.

    5. АкимовАлексейУстинович(рядовой)
    Родился 1906 году в д.Новоселье. Пропал без вести в ноябре 1943г.

    6. Аргунов Александр Васильевич(рядовой)
    Родился в д.Тягловщина. Умер от ран 2.10.1944г. Похоронен: с.Лгонувек, волость Сейва, Сувальской губернии, Польша

    7. Алфимов Петр Александрович
    Родился в д.Новоселье.

    8. Бобков Петр
    Родился в д.Новоселье

    9. Ваулин Емельян Антонович(рядовой)
    Родился в 1910 году в д.Новоселье. Пропал без вести в декабре 1943г.

    10. Ваулин Матвей Ефимович(рядовой)
    Родился в 1918 году вд.Новоселье. Пропал без вести в декабре 1943г.

    11. Горюнов Николай Егорович (лейтенант)
    Родился в 1919 году в д.Новоселье. Пропал без вести в июле 1941г.

    12. Горюнов Александр Егорович (стрелок)
    Родился в 1923 году в д.Новоселье. Пропал без вести 30.06.1942г.

    13. Горбачев Иван Николаевич
    Родился в д.Новоселье.

    14. Горбачев Николай Иванович

    15. Горбачев Александр Николаевич(рядовой)
    Родился в 1917 году в д.Новоселье. Погиб в бою 16.11.1943г. Похоронен: д.Рыленки, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    16. Горбачев Антон Емельянович(лейтенант)
    Родился в д.Новоселье. Награжден посмертно «Орден Славы IIстепени»

    17. Горюнов Федор Мамонович(рядовой)
    Родился в д.Новоселье. Погиб в бою в ноябре 1943г.

    18. Дряшин Николай Петрович(рядовой)
    Родился в 1923 году в д.Лоево. Умер от ран 01.01.1944г. Похоронен: д.Адаменки, Лиозненского р-на, Витебской обл.

    19. Демидов Илья Сергеевич(рядовой)
    Родился в 1921 году в д.Новоселье. Пропал без вести 30.01.1944г..

    20. Демидов Иван Павлович (красноармеец)
    Родился в 1896 году в д.Новоселье. Убит 18.11.1943г.

    21. Демидов Николай Иванович
    Родился в д.Новоселье.

    22. Егоренков Тимофей Васильевич(рядовой)
    Родился в д.Новоселье. Погиб в бою 30.11.1943г. Похоронен: п.Осинторф, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    23. Елисеев Яков Феоктистович(рядовой)
    Родился в 1910 году в д.Воронино. Пропал без вести в феврале1944г.

    24. Жмачкин Василий Тарасович(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 5.03.1944г. Похоронен: л. Петрики, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    25. Жмачкин Федор Тарасович(рядовой)
    Родился в 1900 году в д. Новоселье. Пропал без вести в декабре 1943г.

    26. Конохов Андрей Федорович(рядовой)
    Родился в 19892 г. в д.Дрогань Смоленского р-на. Пропал безвести в сентябре 1943

    27. Конохов Василий Андреевич

    28. Конохов Василий Григорьевич (красноармеец)
    Пропал без вести в октябре 1941г.

    29. Конохов Виктор Антонович (ст.сержант)
    Родился в 1925 году. Погиб в бою 19 июля 1944г. Похоронен в д.Цыники Вильнинской обл., Литва

    30. 30.Конохов Иван Андреевич

    31. Кутузов Дмитрий Стефанович (красноармеец)
    Родился в 1921 году в д.Дрогань. Погиб в плену в декабре 1941г. Похоронен в г.Минск, д.Масюковщина, братская могила.

    32. Кутузов Терентий Егорович(рядовой)
    Родился в Смоленском р-не. Пропал без вести в декабре 1943г.

    33. Кибисов Прокоп Васильевич(рядовой)
    Родился в 1905 г. в д.Лоево, Смоленского р-на. Пропал без вести в марте 1944г.

    34. Кибисов Прокоп Васильевич(рядовой)
    Родился в 1908 году в д. Лоево. Пропал без вести в марте 1944г.

    35. Котов Николай Демьянович (рядовой Родился в 1919 году в д.Тягловщина. Пропал без вести в ноябре 1941г.

    36. Левченков Петр Михайлович
    Родился в 1905 г. в д.Тягловщина, Смоленского р-на. Пропал безвести в ноябре 1943г.

    37. Лозовский Парфен Афанасьевич

    38. Михайлов Михаил Афанасьевич(рядовой)
    Родился в 1924 году в д. Лоево. Пропал без вести в феврале 1944г.

    39. Михайлов Николай Никандрович(рядовой)
    Родился в 1924 году в д. Лоево. Умер от ран 16.02.1944г. Похоронен: г. Смоленск, Покровское кладбище, бр.мог. №178-а.

    40. Новиков Алексей Гаврилович(ст.политрук)
    Родился в 1903 году в д. Новоселье. Погиб в бою 08.02.1942г.

    41. Осипенков Петр Егорович (рядовой)
    Родился в 1926 году в д. Новоселье. Погиб в бою 12.12 1944г. Похоронен: п. Ясная Поляна, Нестеровского р-на,Калининградской обл.

    42. Осипенков Сергей Иванович(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 13.01.1945г. Похоронен: В.Пруссия, г. Гроссе, мог. №37.

    43. Осипенков Сергей Игнатьевич (рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 13.01.1945г. Похоронен: п. Ясная Поляна, Нестеровского р-на, Калининградской обл.

    44. Осипенков Афанасий Игнатьевич (рядовой)
    Родился в 1921 году. Пропал без вести 12.09.1942г

    45. Пузыревский Иван Алексеевич(рядовой)
    Родился в 1898 году в д.Лоево. Пропал без вести в октябре 1943г.

    46. Пузыревский Михаил Афанасьевич (воентехник)
    Родился в 1905 году в д.Лоево. Пропал без вести в декабре 1943г.

    47. Пузыревский Федор Иванович

    48. Потапенков Яков Савельевич(рядовой)
    Родился в 1909 году в д. Лоево. Пропал без вести в ноябре 1943г.

    49. Пузыревский Василий Афанасьевич (лейтенант)
    Родился в 1921 году в д. Лоево. Погиб в бою 13.08.1943г. Похоронен: Харьковская обл., Богодуховский р-он, с. Мусейки.

    50. Прищепов Григорий Тарасович(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Пропал без вести в январе 1944г.

    51. Прищепов Иван Александрович (рядовой)
    Умер от ран 1.09.1943г. ППГ 381. Похоронен: Смоленская обл., Краснинский р-н, д.Парули.

    52. Пискунов Федор Васильевич
    Родился в д. Новоселье.

    53. Румянцев Константин Семенович(рядовой)
    Родился в 1916 году в д. Лоево. Пропал без вести в августе 1941г.

    54. Румянцев Федор Семенович (рядовой)
    Родился в 1907 году в д.Лоево. Пропал без вести в декабре 1943г.

    55. Сивенков Михаил Сергеевич(рядовой)
    Родился в 1924 году в д.Лоево. Пропал без вести в феврале 1944г.

    56. Сивенков Григорий Сергеевич (рядовой партизанского полка «13»)
    Родился 1912 году в д. Лоево. Погиб в бою 23.08.1943г.

    57. Сыроежкин Антон Никифорович

    58. Сафронов Мирон Михайлович(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Умер от ран 11.12.1943г. Похоронен: г. Смоленск, Покровское кладбище, бр.мог. №18.

    59. Слесаренков Егор Прокофьевич(рядовой)
    Родился в 1925 года в д. Новоселье. Погиб в бою 20.10.1943г. Похоронен: д. Рыленки, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    60. Слесаренков Лаврен Прокофьевич(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Пропал без вести в ноябре 1943г.

    61. Слесаренков Виктор Александрович(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 14.06. 1944г. Похоронен: г. Пустошка, Псковской обл.

    62. Соляников Семен Петрович (рядовой)
    Родился в 1905 году в д.Тягловщина. Пропал без вести в июле 1941г.

    63. Синяков Азар Тимофеевич

    64. Синяков Гавриил Яковлевич (рядовой)
    Родился в 1907 году. Погиб в бою 22.10.1943г. Похоронен в д.Рыленки Дубровенского р-на, Витебской обл.

    65. Синяков Николай Абрамович
    Родился в 1920 году в д.Тягловщина. Пропал без вести в ноябре 1943г.

    66. Синяков Николай Филиппович
    Умер от ран.

    67. Синяков Ефим Тимофеевич (рядовой)
    Родился в 1897 году в д.Тягловщина. Пропал без вести в декабре 1943г.

    68. Синяков Федор Ефимович (рядовой)
    Родился в 1925 году. Погиб в бою 18.10.1943г. Похоронен в д.Н.Тухинь, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    69. Уточкин Иван Никифорович(ст.сержант)
    Родился в 1921 г. в д.Дрогань, Смоленский р-он. Пропал без вестив декабре 1941г.

    70. Уточкин Михаил Захарович

    71. Уточкин Семен Васильевич (красноармеец)
    Родился в 1896 году в д.Дрогань. Пропал без вести в апреле 1943г.

    72. Удалев Матвей Прокофьевич(рядовой)
    Родился в 1903 году в д. Новоселье. Пропал без вести в феврале 1944г.

    73. Удалев Прокоп
    Родился в д. Новоселье. Нет данных.

    74. Фомченко Григорий Федорович(рядовой)
    Родился в 1923 году в д. Лоево. Умер от ран 05.02.1944г. Похоронен: г. Смоленск, Покровское кладбище, братская могила№158, ряд3.

    75. Филиппов Степан Маркович(рядовой)
    Родился в 1897 году в д. Новоселье. Погиб в бою 31.03.1943г. Похоронен: Смоленская обл., Сафоновский р-он, д. Лустино.

    76. Филиппов Василий Степанович(рядовой)
    Родился в 1922 году в д. Новоселье. Пропал без вести в декабре1942г.

    77. Филиппов Константин Дмитриевич(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 23.12.1944г. Похоронен: Латвия, Митавский уезд, Добельская волость, д.Одерж.

    78. Хританков Андрей Степанович(рядовой)
    Родился в 1910 году в д. Новоселье. Пропал без вести в феврале1945г.

    79. Хританков Григорий Антонович(рядовой)
    Родился в 1903 году в д. Новоселье. Пропал без вести в ноябре1943г.

    80. Хританков Тимофей Тимофеевич(рядовой)
    Родился в 1923 году в д. Новоселье. Умер от ран 29.01.1944г. Похоронен: д. 2-я Ляховка, Лиозненского р-на, Витебской обл.

    81. Хританков Иван Николаевич
    Родился в д. Новоселье. Нет данных.

    82. Хританков Тимофей Антонович

    83. Цикунов Семен Иванович(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 29.10.1943г. Похоронен: д. Россасно, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    84. Цикунов Иван Ефимович

    85. Цикунов Алексей Иванович (рядовой)
    Родился в 1915 году в д.Новоселье. Пропал без вести в ноябре 1943г.

    86. Цикунов Сергей Петрович(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 04.11.1944г. Похоронен: с. Доброслава, Словакия.

    87. Чепелев Василий Кондратьевич(рядовой)
    Родился в Смоленском р-не. Умер от ран 9.03.1941г. в 360 ОМСБ. Похоронен в д.Щеки, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    88. Чепелев Иван Максимович(рядовой)
    Родился в 1923 году в д.Дрогань. Пропал без вести в декабре 1943г.

    89. Чепелев Яков Никонорович

    90. Чепелев Андрей Хрисанович

    91. Шайкин Федос Наумович(рядовой)
    Родился в 1912 году в д. Новоселье. Пропал без вести в ноябре1944г.

    92. Шестаков Александр Яковлевич(рядовой)
    Родился в д. Новоселье. Погиб в бою 28.11.1943г. Похоронен: д. Пущаи, Дубровенского р-на, Витебской обл.

    93. Шайторов Петр Васильевич
    Погиб 26.06.1944г. Похоронен в Витебской обл.

    94. Шайторов Василий Савельевич (рядовой)
    Родился в 1915 году. Пропал без вести в декабре 1943г.

    95. Шойдин Константин Ефимович

    96. Шойдин Никита Ефимович

    97. Шойдин Яков Иванович(рядовой)
    Родился в 1915году в д.Воронино. Пропал без вести в августе 1943г.
    Сообщения объединены, 8 ноя 2020, время первого редактирования 8 ноя 2020
    Мне кажется, что сегодня столько политически ангажированных точек зрения на историю, что лучше не пытаться выразить свою точку зрения ссылками на них:). Ведь люди мы грамотные и можем выразить мысль проще, короче и яснее. У меня недоверие вызывают полярные мнения, категоричные. История с позиций власти видится иначе, чем с позиций народа. И, да, взять и помазать черной краской всю историю Смоленщины до присоединения к России или просто умалчивать об этом периоде это не есть вся правда, что, как известно, не лучше, чем ложь.
     
    Alexis нравится это.
  6. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Неплохой анализ историографический по вопросу меняющихся взглядов на Русь Литовскую: http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/16_16.pdf
    В популярной "Русской истории для первоначального чтения" юным читателям предлагался эмоциональный посыл: "Литва уничтожает самое имя Руси, берет все… и что-же берет? Сердце Руси – Киев!" Актуально это звучит в наше время. Интересно, кого историки будут обвинять в этот раз....?
    А меня, чьи предки столетия жили на западных рубежах, в том числе и в составе этого самого "злодейского" ВКЛ, интересует это вторая Русь.
    Когда мы тут цитируем мнения историков по этому вопросу, нужно понимать а) его болезненность (события в Украине, Беларуси) и б) наличие полярных политизированных точек зрения.
    Пример, как менялись эти взгляды в первой половине 19 века:

    · В первой трети XIX века в русском историческом сознании Великое княжество Литовское не воспринималось как часть средневековой русской истории.

    · Так как "лучшую половину Отечества", а именно южные русские земли, завоевали литовцы, то история ВКЛ не вписывалась в концепцию величия России и возрождения страны московскими князьями в период русского средневековья.Потому ВКЛ рассматривалось Карамзиным как враждебный России сосед: "Орда с Литвой, как две ужасные тени, заслоняли от нас мир".

    · В 1830 году началось восстание в Царстве Польском. Нужно было найти контраргументы против лозунга о восстановлении независимой Польши в границах 1772 года. Этим контраргументом стала идея земель, "возвращенных" от Польши. Выражение "возвращенные земли" подразумевало под собой идею, что в древности эти земли принадлежали не Польше, а России, но потом когда-то и каким-то образом достались полякам.

    · Идейный спор за "возвращенный" или же "забранный", как считали в Польше, край уводил мысль в глубину веков, в то прошлое этого края, когда он уже миновал древнерусский этап своего развития, но еще не принадлежал Польше, то есть к Великому княжеству Литовскому.

    · В общественном историческом сознании вместо враждебной Литвы, по мысли Н.М.Карамзина "похитившей лучшие древнерусские земли», должна была появиться еще одна, не только московская, но и литовская Русь, "похищенная" Польшей.

    · Но тогда тезис о насильственном завоевании литовцами русских земель и их "гибели" уже не соответствовал этой новой базовой идее. Нужно было переосмысливать сам процесс образования Великого княжества Литовского.

    · Был объявлен конкурс на сочинение учебника по русской истории, в котором теперь подробно освещалась бы история Великого княжества Литовского в духе теории официальной народности, которую самодержавие через систему образования попыталось распространить в российском обществе в качестве универсальной идеологии, направленной против набирающей силу либеральной идеологии. Великое княжество Литовское для Н.Г.Устрялова являлось такой же средневековой Русью, как и Московское княжество. Эта идея абсолютно диссонировала с взглядами Н.М.Карамзина, который считал Великое княжество Литовское именно "литовским государством", "Литвой".
    Сообщения объединены, 9 ноя 2020, время первого редактирования 9 ноя 2020
    С моей точки зрения, в период присоединения смоленских земель к России, когда мы тут с подачи ника Мозурова:), слышим про Русь православную, вернувшую оторвавшуюся от веры Смоленщину и другие земли ВКЛ, надо бы тогда поставить и вопрос, А КАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ в тот период было на Руси Московской? Это же период раскола, Никоновских реформ. По-сути, официальная церковь поменяла и символы, и саму доктрину. А ведь было еще и "народное" православие, впитавшее в себя культуру дохристианскую.
     
  7. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Какое было православие? А давайте спросим не ангажированных историков 21-го века, которые перемывают кости Карамзину, а современников.
    Например открываем переписную "Книгу Вяземского уезду письма и меры Артемья Рчинова и подьячего Федора Леонтьева 174 и 175 годов дворцовым волостям".
    Это 1666-1667 годы. Читаем, и сплошь и рядом видим вот такое:

    -Пустошь что было село Марино, Колокольня тож, по обе стороны речки Борыковки.
    А на ней место церковное, запустело от литовского разорения, а которого во имя того сказали не ведают:

    Литовское разорение-1 (Колокольня).JPG

    - Древня что была село Оксининское у реки у Угры, а на ней место церковное, что была церковь Ивана Предотечи, разорена от литовских людей:

    Лтовское разорение-2 (Оксиньинское).JPG

    - Деревня что было село Потапово у речки у Потаповки, а в ней место церковное что была церковь Николы Чудотворца,
    да придел Святые мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, запустела и разорена от литовских людей:

    Литовское разорение-3 (Потапово).JPG

    - Да что было за боярином за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в поместье, а после была в порозжих землях от литовского раззорения,
    а ныне владеют великого государя дворцовой Жирковской волости крестьяне - Пустошь что было сельцо Жолтово у речки Селиверховы:

    Литовское разорение-4 (Пожарский).JPG

    - Деревня что было село Жирково, Троицкое тож, по обе стороны речки Соли и речки Ольшанки, а в ней место церковное пустое,
    что была церковь Живоначальные Троицы, да придел Великого Чудотоворца Николы, да за рекою Солею место ж церковное
    преподобного отца нашего Сергия, запустели от разорения литовских людей:

    Литовское разорение-5.1 (Жирково).JPG
    Литовское разорение-5.2 (Жирково).JPG

    - Деревня что было село Печатникова у речки Соли, а в ней место церковное, что была церковь Николы Чудотворца,
    запустела от литовского раззоренья:

    Литовское разорение-6 (Печатниково).JPG

    Могу еще много накидать оттуда же. Про такое в интернетах не пишуть?
    Вот такое было православие. Которое ненавидели "братья" литовцы вместе с поляками, разоряя и выжигая храмы.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2020
    Lapa нравится это.
  8. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    И что Вы этим доказываете? Что шли войны по пограничью, разрушались деревни и храмы. А какие еще храмы. кроме православных, могли разрушать под Вязьмой? Точно так же православные и католические храмы разрушались и Москвой на русских исконно землях (не в смысле государственности, а в смысле населенности их русскими людьми), но на тот момент бывших в составе ВКЛ. Или Вы не слышали про Мстиславль, сжигаемый не раз? Об этом пишуть в интернете, почитайте:)). На всякий случай, чтобы Вы скорректировали удобный Вам образ тетки, рыскающей по инету - я человек вдумчивый:), имею ученую степень в области социологических наук, а социология, как известно, дружит с историей:)).

    Вот, часть моих предков из-под Мстиславля. И их, русских людей, судьба меня , конечно интересует. Много я нового в нашей истории узнала, изучая родословную. И вот, занявшись историей смоленской части рода, поняла, что на протяжении веков была у них общая судьба с моими мстиславскими предками. Я бы хотела в этой теме с уважением и любовью относиться к истории этой части Руси, России. Не нужно нести сюда идею вечного противостояния, которое было в интересах, часто не русских.
    А уж сейчас, когда очередная власть добровольно отдала и Украину, и Беларусь, не спросив про это народ, получается, что ВКЛ опять стало камнем преткновения. И Смоленщина опять в некотором смысле стала "чужой". Вот не надо тут эту позицию развивать:). Вот я только что список погибших привела только по трем маленьким деревням. В нем - потомки и той самой шляхты, "изменников", как Вы тут их назвали. Такую позицию я не разделяю и не приветствую в теме. Или Ваши цитаты про то, что смоленская шляхта продалась за подачки в виде имений. Да смоленская шляхта была мелкопоместная, дедины ее были в виде клочка земли, образ жизни был практически крестьянский, это не эксплуататоры, а трудяги. Между крестьянским трудом рубежи охраняли и когда их дедины сжигали и разоряли, да, получали что-то взамен. А у Вас образ шляхты это дворцы, видимо. Да на Смоленщине дворцы появились только в конце 18 века и то их мизер. А так жили эти потомки шляхты рядом с крестьянами, практически, одной жизнью. Ну, в 19 веке стали получать образование, занялись инженерной работой. Как вот Турнаев, механик, который развивал технологии получения растительных масел и насадил огромный еловый лес - Турнаевщину.
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2020
    Alexis нравится это.
  9. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Не совсем понимаю, как исторические факты могут приуменьшить вашу любовь к той или иной части России, и с чего вдруг изложение голых исторических фактов о тех или иных войнах стало называться "несением идеи вечного противостояния".

    Так же не понимаю в чьих интересах пытаться развить идею о том, что:
    Явно не в русских интересах такие теории. В русских интересах - это то, что написал Карамзин:

    Взятие Смоленска казалось светлым праздником для всей России. Отнять чужое лестно одному славолюбию Государя, но возвратить собственное весело самому народу.
     
  10. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Не, я ж не возражаю, что можно праздником назвать. Но вот только с 17 по 19 век народ смоленский так и рассматривался "чужим" ( а с ним и несколько огромных территорий по западу и югу России). Дворянство многочисленное и древнее было урезано в правах, крестьянам от это тоже было плохо. Ну, понятно, в это время важно было новую элиту сформировать, уже и не вполне русскую, и не помнившую и не любившую историю Руси. Ну, вот она, новая элита и довела Россию до революции и гибели.
     
    Alexis нравится это.
  11. Offline

    IAP Приказный

    Регистрация:
    1 ноя 2020
    Сообщения:
    18
    Спасибо SB:
    8
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Kyiv
    Интересы:
    История
    Сообщения объединены, 9 ноя 2020, время первого редактирования 9 ноя 2020
    Да не было на тот момент никакой России а была Московия вся история которой это захват чужих территорий
     
  12. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Если вас не затруднит - приведите пожалуйста несколько конкретных представителей "древнего дворянства" и фактов того, как их права урезались.
     
  13. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Голых фактов, как Вы выражаетесь, нет и быть не может - факты это всегда высказывания в рамках некой картины мира:). Соответственно, эти факты-высказывания в разных системах взглядов совершенно по-разному интерпретеруются. Так что речь именно об интерпретации:). Речь не о моей любви к России, а о тоне дискуссии, который Вы в тему привнесли. Создается впечатление, что Вы хотите патриотизмом померяться:)). Смысла в этом нет, потому как образы России у нас с Вами могут быть очень разные.
    Вот Вам пример другого взгляда на "голый факт" присоединения территорий. То есть ровно такое же оценочное суждение, как и Ваше. Я другой точки зрения придерживаюсь - изучая историю, нужно стараться избегать оценочных суждений с позиций современности:). Скорее, тут важно реконструировать систему ценностей конкретного исторического периода, тогда исторический образ эпохи будет ближе к реальности:). Карамзин же как придворный историк, конечно, оценивал эпоху и события в господствующей в его время системе ценностей. И потому он не историю писал, а тогдашний официальный взгляд на нее.
    Я вот сильно сомневаюсь, что имперская идея Третьего Рима так уж близка была русским патриотам того времени. Ведь восприняты были уже не греческие традиции, а во-многом турецкие - древняя Русь обрядилась в Восточные одежды, раскрасилась в яркие цвета, появилось богатство в храмах, до этого совершенно неуместное.
    Сообщения объединены, 9 ноя 2020, время первого редактирования 9 ноя 2020
    Вам для полемики?:) Ограничусь только известным фактом перевода большо части этого дворянства в разряд однодворцев, а потом крестьян. Пример из окрестностей Тягловщины такого превращения - Бушинские (есть тема на форуме), Пасевичи, Шайторовы (мои одноклассники), Пузыревские и др. По причине, если говорить прямо, что в России нужно было быть богатым и владеть крепостными, чтобы из шляхтича превратиться в дворянина. Ну, другой путь - служить. Второй путь поначалу, до 19 века был для местного дворянства,практически. закрыт - брали только в Смоленскую шляхту, про нее выше ссылка. Откройте ее. Конечно, мы не говорим про магнатские роды - они и в России устроились хорошо.
    К концу петровского царствования ... смоленская шляхта, сохранив архаичную военно-территориальную организацию, ... утратила свои позиции во властной элите, в целом понизила свой социальный статус по отношению к российскому дворянству и начала все больше замыкаться в себе, отграничиваясь от консолидировавшегося российского дворянского сословия. «Интеграционный курс» в отношении смоленской шляхты выразился в основном в более тесном ее включении в налоговую и административную систему Российского государства, но не в интеграции смоленской шляхты в российское «шляхетское» сословие.
    Конкретные примеры можно найти в огромном количестве, просто читая дела по Смоленскому приказу.
    http://rgada.info/poisk/index2.php?str=145-opis_1&opisanie=Приказ великого княжества Смоленского (Смоленский приказ), г. Москва.<br>Опись 1. Реестр Смоленского приказа делам

    Приказ великого княжества Литовского, г. Москва. Опись 2.
    http://rgada.info/poisk/index2.php?str=144-opis_2&opisanie=Приказ великого княжества Литовского, г. Москва.<br>Опись 2.
    Сообщения объединены, 9 ноя 2020
    Особенность смоленского старого дворянства связана как раз с тем, как это сословие формировалось в рамках ВКЛ. Это по-преимущество мелкопоместное дворянство. Вот именно поэтому на карте, где я отметила только часть дворян-землевладельцев, их огромное количество, часто по пять на деревню из 10 дворов:). И среди них сплошь подпоручики - это значит, что они служили поручиками в полку Смоленской шляхты, а в конце 18 века плк расформировали и их понизили до подпоручиков. До поры до времени уже сложившийся уклад российское правительство не рушило, правда, сразу обложило это мелкое дворянство податями, чего в ВКЛ не было.
    "На западных границах России помимо «новозавоеванных» прибалтийских провинций были и более «давние» по времени интеграции регионы, более глубоко ассимилированные Россией, но все же сохранившие некоторые остатки автономных прав.

    Одним из таких регионов была Смоленщина, окончательно вошедшая в состав Российского государства после Русско-польской войны 1654–1667 годов. К началу XVIII столетия Смоленщина уже полвека находилась в составе России, преодолев к этому времени начальный этап интеграции в российские экономические и властные структуры. На территории Смоленщины образовались анклавы российского землевладения; часть земель была использована под поместные раздачи на содержание полков «нового строя» (рейтарских). Однако Смоленщина, как и Украина (гораздо в меньшей степени затронутая интеграционными процессами), сохранила значительный слой местного дворянства, удерживавшего к началу XVIII века часть прав и привилегий, которыми оно пользовалось еще в составе Речи Посполитой.

    «Остатки автономии» Смоленщины выражались отчасти в том, что особый статус территории до начала XVIII века признавался правительством, отражаясь и в особой системе управления: Смоленщина управлялась до 1680-х годов специальным Приказом княжества Смоленского, ставшим затем одним из подразделений Посольского приказа, ведавшего и другими такими же полуавтономными пограничными территориями. Однако главным образом «полуавтономия» Смоленщины выражалась в элементах военной организации и в сословно-корпоративных правах ее прежнего «автохтонного» господствующего слоя населения — «смоленской шляхты», в сохранении особых прав ее территориальной военно-служилой корпорации, организованной в особый полк «смоленской шляхты».

    Эта корпорация с особым статусом просуществовала около ста лет, до 1764 года, когда ее специфические права были ликвидированы".
    https://history.wikireading.ru/353557
     
    Последнее редактирование: 9 ноя 2020
    Никита Мозуров нравится это.
  14. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Нет, мне для общего развития, любопытства ради. Благодарю за информацию.
     
  15. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.406
    Спасибо SB:
    27.482
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Я уже удалил современные политические посты. Политика и геополитика касаемо от 90х и до наших дней на форуме запрещена.
    Просьба воздержатся от любой политизации и оценок. Именно благодаря запрету политических тем на форуме мирно общаются люди из десятков стран; в быту разделённых политической возней элит.
    Попрошу меня услышать.
     
    Последние данные обновления репутации:
    lipa: 1 пункт 9 ноя 2020
    Последнее редактирование: 10 ноя 2020
    Lapa, Татьяна**А и Никита Мозуров нравится это.
  16. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Надеюсь, о Мицких из Хмелевич (Тягловщины) нам еще расскажут.
    А я попробую поискать информацию о других представителях дворянских фамилий из окрестностей Тягловщины.
    Информацию взяла из РГАДА, материалов ПГМ.
    Вот некоторые имения:

    гмыри.jpg
    Сообщения объединены, 9 ноя 2020, время первого редактирования 9 ноя 2020
    Один из владельцев Гмырей (Гмырево) в конце 18 века Богдан Исаевич Ловейка. Женат на Рачинской (тоже владельцы имений, в частности, в Перховичах).

     
  17. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Как-то не сходятся с вашими словами например вот такие истории - ссылка.

    Или вот здесь например интересно про шляхту, хоть и не смоленскую, но всё же - ссылка:

    Основная масса новых шляхтичей, созданных произволением магнатов, по сути своей оставались все той же дворней, откупщиками, мытарями, корчмарями, призванными обслуживать потребности хозяев. Они служили магнату в его наездах, набегах и походах, входили в его частную армию, составляли ему клаку на сеймиках. Прежние хозяева не теряли над ними своей господской власти, "сохраняя за собой обычное право даже их сечь, под одним лишь условием: сечь не иначе, как разложив на ковре, в отличие от холопов."[79]
    Местная знать перенимало от поляков не только язык и религию, но и отношение к крестьянскому кормящему классу, как к рабам, должным обслуживать любые прихоти пана. Паны нередко передавали свои имения на откуп арендаторам и жили в крепких замках, защищающих их от татарских стрел. Михалон Литвин оставил любопытные описания панского быта -- шляхта проводила время в попойках и пирушках, пока татары вязали людей по деревнями и гнали их в Крым.


    Ну или здесь тоже любопытно - ссылка.

    По всему получается, что у всех полно скелетов в шкафах, в том числе и у шляхты. Поэтому вряд ли стоит давать разного рода оценочные суждения о том, что например мол несправедливо когда-то в чем-то урезали в правах шляхту. Потому что если начать разбираться в степени справедливости или несправедливости тех или иных событий, то обязательно нужно говорить и о вышеуказанных фактах, которые как я понял вам очень не нравятся, в итоге еще неизвестно что на самом деле в итоге покажется более справедливым. Такие темы всегда рискуют скатиться в ругань, пропитанную национализмом, реваншизом, и всякими другими "-измами", мне кажется не стоит и начинать.
     
  18. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Я говорила о справедливости?:)
    Насчет скелетов как-то даже не вижу смысла обсуждать. Я говорила о другом - был еще один центр собирания Руси и народ, там живший нес несколько иную традицию, чем народ руси московской. И эта традиция русская сохранила более архаичные черты. И ясное дело носителями традиций были и древние роды. У меня простая и ясная мысль - а не мешала ли эта старая традиция идее Третьего Рима, византийству и пр.? Не мешала ли она петровским преобразованиям. Мы же знаем, что шел активный процесс создания новой элиты, нвого дворянства. Как-то странно было бы, зная, что Русь не в 17 веке началась и даже не в 10м не интересоваться культурными истоками. Не знаю, чем немецкое засилье при той же Анне Иоанновне и не только отличалось от культурной "экспансии" ВКЛ?:) При всех униях с Польшей первым условием было сохранение нравов, законов , порядков ВКЛ. Короче:) - мне интересна именно самобытность Смоленщины, я в обычаях и нравах ее пытаюсь увидеть то, что в центральной России было задавлено, уничтожено, искажено, забыто. Не то чтобы это прямо на поверхности лежит, но поискать стоит:). Я потом покажу предметы быта смолян, в которых видны и их верования, и их представления о мироустройстве. Редко где, кроме соседних регионов Беларуси так долго все это было живо. Собственно, тема смоленской шляхты - не главная тут. Подозреваю, что чем дальше ее представители были от высших слоев, тем проще им было сохранять самобытность. Потому мне интереснее именно мелкопоместная шляхта.

    Рачинские, кстати, не только скандалами отличились, но и обучали крестьянских детей. Школу выстроили, учился там, в частности крестьянский мальчик Богданов.
    В 1882 году Рачинский отдал Богданова-Бельского в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2020
    Татьяна**А нравится это.
  19. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    lipa, то есть вы считаете довольно немногочисленную группу мелкопоместной шляхты на Смоленщине носителями архаичной русской культуры? Час от часу не легче...

    Мне остается только скопировать сюда фразу уважаемого Хана из соседней ветки, подписаться под ней и завершить обсуждение этой темы. Всего вам доброго)

     
    Lapa нравится это.
  20. Offline

    lipa Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 май 2013
    Сообщения:
    225
    Спасибо SB:
    239
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    По-моему, образ шляхты демонизируют:). Вот Вам портрет, нравственный, если хотите - завещание небогатого шляхтича, из которого видно, что и крестьян своих (а их у него мужского пола всего трое) он почитает за ровню, никакого гонора не заметно...
    шляхти.jpg
    Сообщения объединены, 10 ноя 2020, время первого редактирования 10 ноя 2020
    Да, поднадоели Ваши домыслы и передергивания. НИКАКИЕ ПОЛЬСКИЕ ПАНЫ НЕ ПРАВИЛИ БАЛ НА СМОЛЕНЩИНЕ! Я исхожу из этой посылки, обоснованной. И совершенно согласна с ХАНОМ - не было этого и обсуждать, соответственно нечего. А Вот Вы пытаетесь эту ложную посылку тут продвигать. И Вам не хворать). Тема шляхты меня в связи с Тягловщиной интересует исключтельно как часть истории, когда эти земли были в составе ВКЛ. Если кто-то хочет дать конкретную информацию по указанным мною помещикам в окрестностях Тягловщины, буду рада. А политические дискуссии не приветствуются, итак они уже засорили тему.
    Сообщения объединены, 10 ноя 2020
    В 1654 г. целовали крест на верность царю Алексею Михайловичу жители присоединенных территорий, в том числе, и смоленская шляхта, и крестьяне. Я выделила фамилии, которые связаны с окрестностями Тягловщины. Среди них только один римско-католической веры, остальные - православные (да, несколько лет до того православные храмы пытались перевести в унию, но это не меняет картины - шляхта в подавляющем большинстве - православная. Видимо, униатов тут называют белорусцами). Понятно, что и шляхта, и крестьяне ходили в одни храмы и в этом плане разделяли одну судьбу. И крест на верность царю целовали тоже вместе.... Ничего подобного при вхождении земель в ВКЛ не было, кстати.
    пп.jpg
     
    Последнее редактирование: 10 ноя 2020
    Татьяна**А и Alexis нравится это.

Поделиться этой страницей